Дроссельная заслонка – специальное устройство двигателя, при помощи которого регулируется подача воздуха во впускной коллектор. Сам же термин дроссель часто используется некорректно. Например, в авиации часто называют дросселем устройство, которое меняет тягу двигателя, хотя более правильно называть его рычагом тяги. На паровых двигателях при помощи дроссельной заслонки регулируется давление пара, которое напрямую связано с мощностью самого парового двигателя.

В двигателях внутреннего сгорания

Дроссельная заслонка двигателя внутреннего сгорания

В ДВС дроссельная заслонка является неким клапаном, регулирующем количество воздуха, поступающего в двигатель. В современных двигателях это косвенно влияет на количество топлива, поступающего в камеры сгорания. Дроссельная заслонка обычно представляет собой двустворчатый клапан в виде бабочки. На двигателях с системой электронного впрыска топлива EFI дроссельная заслонка находится на входе во впускной коллектор и размещается в корпусе дроссельной заслонки. В карбюраторных же двигателях она совмещена с карбюратором в единое целое.

Когда дроссельная заслонка полностью открыта, во впускном коллекторе давление выравнивается с атмосферным. Если дроссельная заслонка открыта частично, то во впускном коллекторе происходит частичный эффект вакуума из-за особенности выпускного механизма. Давление падает ниже атмосферного и уменьшается количество топливо-воздушной смеси поступающей в цилиндры. В результате уменьшается мощность.

Как правило дроссельная заслонка управляется при помощи педали газа. Но в последнее время авто производители все чаще и чаще стали оснащать двигатели электронной педалью газа. Это происходит для того, чтобы добиться максимальной топливной экономичности. Электронная педаль газа подает сигнал электронному блоку управления двигателя (ECU), который сам управляет положением дроссельной заслонки. Это значит, что водитель не имеет прямого доступа к дроссельной заслонки. Поэтому ЭБУ может достаточно точно и эффективно управлять заслонкой. В результате уменьшаются вредные выбросы и увеличивается производительность двигателя.

Мощность дизельных двигателей контролируется путем регулирования количества топлива, поступающего в цилиндры. Поскольку в дизелях не нужно контролировать количество воздуха, то дроссельная заслонка в них отсутствует. Исключением являются новейшие современные дизельные двигатели, отвечающие самым строгим нормам выбросов, в которых дроссельная заслонка служит для образования разряжения давления во впускном коллекторе. Это необходимо для повторного использования части отработанных газов при помощи системы EGR для снижения температуры сгорания и понижения уровня NOx в отработанных газах.

Корпус дроссельной заслонки

Корпус дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания

В двигателях с электронным впрыском топлива EFI корпус дроссельной заслонки является неотъемлемой частью системы впуска воздуха, которая управляет количеством поступающего воздуха в двигатель. Корпус дроссельной заслонки обычно расположен между корпусом воздушного фильтра и впускным коллектором. Вблизи нее располагается датчик массового расхода воздуха MAP.

На многих двигателях движение педали акселератора передается через трос на корпус дроссельной заслонки. В автомобилях с электронным управлением дроссельной заслонки для изменения угла открытия используется электродвигатель, а педаль газа механически не связана с корпусом дроссельной заслонки. На ЭБУ двигателя подается электронный сигнал с датчика положения педали акселератора, который подает сигнал на электродвигатель, установленный на ее корпусе.

Когда водитель нажимает на педаль газа, дроссельная заслонка поворачивается внутри корпуса, что провоцирует выравнивание давления во впускном коллекторе. Датчик массового расхода воздуха MAP отслеживает эти изменения и совместно с датчиком положения дроссельной заслонки, кислородным датчиком и рядом других подают соответствующие сигналы на ЭБУ двигателя. ЭБУ рассчитывает оптимальное соотношение воздух / топливо и передает импульсы необходимой длинны системе электронного впрыска топлива EFI. Таким образом в камерах сгорания поддерживается оптимальное стехиометрическое соотношение воздух / топливо.

В корпусе дроссельной заслонки может находиться клапан холостого хода, предназначенный для регулировки подаваемого количества воздуха во время простоя двигателя. Обычно он представляет собой шаговый электродвигатель.

Большинство автомобилей имеют один корпус дроссельной заслонки. А некоторые форсированные двигатели используют несколько, связанных между собой для улучшения приемистости. Например, некоторые экстремальные модели такие, как E92 BMW M3 и спортивный мотоцикл Yamaha R6. Которые имеют отдельные корпуса дроссельных заслонок на каждый цилиндр. Их часто называют индивидуальными дроссельными заслонками.

Самые крутые обои на рабочий стол