Серия A. Двигатели 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE, 7A-FE, 8A-FE

Серия A двигателей Toyota представляет из себя 4-х цилиндровые рядные моторы. Рабочий объем цилиндров находится в пределах от 1,3 л (1398 куб. см) до 1,8 л. (1796 куб. см) и мощностью от 85 л.с. до 165 л.с. Блок сделан из чугуна, а головка блока из алюминия.

Развитие серии началось в конце 1970-х годах, когда Toyota хотела разработать совершенно новый двигатель для Toyota Tercel. Эта серия была призвана заменить двигатель Toyota R. Целью компании являлось разработать новый двигатель, который будет показывать хорошую экономичность топлива и высокую эффективность. Серия включает в себя первый массовый двигатель с механизмом газораспределения по схеме DOHC.

Совместное предприятие Toyota и Tianjin FAW Xiali до сих пор производит двигатели 5A-FE и 8A-FE.

Существуют достаточно серьезная предпосылка к модификации(тюнингу) всех двигателей этой серии. Она заключается в том, что практически все "слабые" двигатели серии имеют корень 40 мм, а "сильные" 42 мм. Это позволяет переставлять коленчатый вал из одного блока в другой блок. Исключением является двигатель 7A-FE.

Для любителей "СВАПА" блоки серии A имеют практически все отверстия для установки как продольно так и поперечно. Например, это позволяет установить 4A-GE пятого поколения на заднеприводную Toyota Tercel.

Двигатель 1A

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны SOHC 8V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,5 л
Мощность, л.с.(Н · м) 80(113)
Система впрыска Карбюратор
Система зажигания Трамблер

Двигатель 1A производился с 1978-го по 1980-й год. Газораспределительный механизм был построен по схеме SOHC с 8-ю клапанами на цилиндр. Он оснащался одним карбюратором. Версия двигателя 1A-U оснащалась каталитическим нейтрализатором, а выходная мощность составляла 80 л.с.(59 кВт) при 5600 оборотах в минуту и 113 Н · м при 3600 оборотах в минуту. Степень сжатия составляла 9:1.

Двигатель 1A комплектовался двумя разными системами зажигания: контактной и бесконтактной. Бесконтактная представляет собой модуль из катушки, датчиков, коммутатора и бегунка.

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • 1A-C
    • Toyota AL10 Tercel
  • 1A-U
    • Toyota AL10 Tercel/Corsa (Япония)

Двигатель 2A

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны SOHC 8V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,3 л
Мощность, л.с.(Н · м) 65-70(98-94)
Система впрыска Карбюратор
Система зажигания Трамблер

Двигатель 2A производился с 1979-го по 1989-й год. Рабочий объем цилиндров составлял 1,3 л. Диаметр поршня составляет 76 мм. В 1982-м году двигатель выпускался с небольшими изменениями - изменена крышка клапанов, устанавливался автоматический дроссель и была увеличена степень сжатия. Все версии 2A двигателей оснащались газораспределительным механизмом SOHC c двумя клапанами на цилиндр с приводом от ремня. При обрыве ремня ГРМ клапана не гнуться. Двигатель оснащался одним карбюратором Aisan серии K. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.

2A, 2A-L, 2A-LC - мощность составляла 65 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 98 Н · м при 3800 оборотах в минуту. Степень сжатия составляла 9,3:1.

2A-U, 2A-LU - оснащались каталитическим нейтрализатором, а мощность составляла 70 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 94 Н · м при 3600 оборотах в минуту. Степень сжатия составляла 9,3:1.

Двигатель 2A комплектовался двумя разными системами зажигания: контактной и бесконтактной. Бесконтактная представляет собой модуль из катушки, датчиков, коммутатора и бегунка.

По внешнему виду стоит отметить, что блоки двигателей 2A имеют более ажурное литье, чем блоки двигателей 4A.

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • 2A, 2A-L, 2A-LC
    • Toyota AE80 Corolla (с 1983-й по 1985-й год, Япония, 2A-LC Австралия)
    • Toyota AL11 Tercel (с 1979-го по 1982-й год, Япония)
    • Toyota AL20 Tercel (с 1982-го по 1984-й год, Япония)
  • 2A-U, 2A-LU
    • Toyota AE80 Corolla (с 1983-го по 1985-й год, Япония)
    • Toyota AL20 Corolla II (с 1982-го по 1986 год, Япония)
    • Toyota AL11 Corsa (Япония)
    • Toyota AL20 Corsa (с 1982-го по 1989-й год, Япония)
    • Toyota AE80 Sprinter (с 1983-го по 1985-й год, Япония)
    • Toyota AL11 Tercel (Япония)
    • Toyota AL20 Tercel (с 1982-го по 1989-й год, Япония)

Двигатель 3A

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны SOHC 8V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,5 л
Мощность, л.с.(Н · м) 71-90(112-121)
Система впрыска Карбюратор
Система зажигания Трамблер

Двигатель 3A выпускался с 1979-го по 1989-й год. Рабочий объем цилиндров составляет 1,5 л. Он являлся приемником двигателя 1A. По сравнению с двигателем 2A он имеет больший ход поршня 77 мм, что дает ему преимущество на низких оборотах. Диаметр цилиндров составляет 77,5 мм. Газораспределительный механизм выполнен по схеме SOHC c двумя клапанами на цилиндр с приводом от ремня. Двигатель оснащался одним карбюратором.

Впрыск топлива на всех 3A кроме 3A-SU осуществляется одним карбюратором Aisan серии K.

Всего было выпущено 6 модификаций: 3A, 3A-C, 3A-U, 3A-LU, 3A-HU, 3A-SU. Ниже рассмотрим их более подробно.

3A и 3A-C - Мощность двигателей составляет 71 л.с. при 5600 оборотах в минуту и 112 Н · м при 2400 оборотах в минуту. Степень сжатия составляет 9:1. 

3A-U и 3A-LU - Оснащается каталитическим нейтрализатором. Мощность двигателей составляет 83 л.с. при 5600 оборотах в минуту и 118 Н · м при 3600 оборотах в минуту. Степень сжатия составляет 9:1.

3A-HU - Версия с увеличенной степенью сжатия, которая оснащается каталитическим нейтрализатором. Мощность двигателей составляет 86 л.с. при 6000 оборотах в минуту.

3A-SU - особенность двигателя заключается в специальной системе впуска, которая обеспечивает распыление смеси таким образом, при котором образуются вихри. Впрыск топлива осуществляется при помощи двух карбюраторов Aisan серии VV(Variable Venturi - изменение размера диффузора). Так же как и другие версии с префиксом U оснащается фирменным каталитическим нейтрализатором. Он производился с 1984-го года и устанавливался на рестайлинговую модель Toyota Tercel того времени.

Мощность двигателя составляет 90 л.с. при 6000 оборотах в минуту. Степень сжатия 9,3:1.

Двигатель 3A комплектовался двумя разными системами зажигания: контактной и бесконтактной. Бесконтактная представляет собой модуль из катушки, датчиков, коммутатора и бегунка.

По внешнему виду стоит отметить, что блоки двигателей 3A так же как и двигателей 2A имеют более ажурное литье, чем блоки двигателей 4A.

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • 3A, 3A-C
    • Toyota AL12 Tercel (с 1979-го по 1982-й год, Япония)
    • Toyota AL21/25 Tercel (с 1982-го по 1988-й год, Япония)
  • 3A-U, 3A-LU
    • Toyota AA60 Carina (с 1981-го по 1987-й год, Япония)
    • Toyota AT150 Carina (с 1984-го по 1988-й год, Япония)
    • Toyota AE70 Corolla (с 1979-го по 1983-й год, Япония)
    • Toyota AE81/85 Corolla (с 1983-го по 1987-й год, Япония)
    • Toyota AL21 Corolla II (с 1982-го по 1986-й год, Япония)
    • Toyota AT140 Corona (с 1982-го по 1987-й год, Япония)
    • Toyota AT150 Corona (с 1983-го по 1987-й год, Япония)
    • Toyota AL12 Corsa (Япония)
    • Toyota AL21/25 Corsa (с 1982-го по 1989-й год, Япония)
    • Toyota AW10 MR2 (с 1984-го по 1989-й год, Япония)
    • Toyota AE70 Sprinter (с 1979-го по 1983-й год, Япония)
    • Toyota AE81/85 Sprinter (с 1983-го по 1987-й год, Япония)
    • Toyota AL25 Sprinter Carib (с 1982-го по 1988-й год, Япония)
    • Toyota AL21/25 Tercel (с 1982-го по 1989-й год, Япония)
  • 3A-HU
    • Toyota AL21 Corolla II (с 1982-го по 1984-й год, Япония)
    • Toyota AL21 Corsa (с 1982-го по 1984-й год, Япония)
    • Toyota AL21 Tercel (с 1982-го по 1984-й год, Япония)
  • 3A-SU
    • Toyota AL21 Corolla II (с 1984-го по 1986-й год, Япония)
    • Toyota AL21/25 Corsa (с 1984-го по 1989-й год, Япония)
    • Toyota AL25 Sprinter Carib (с 1984-го по 1988-й год, Япония)
    • Toyota AL21/25 Tercel (с 1984-го по 1989-й год, Япония)

Двигатель 4A

Двигатель 4A производился с 1980-го по 1998-й год. Рабочий объем цилиндров составляет 1,6 л (1587 куб. см). По сравнению с предыдущим двигателем 3A диаметр цилиндра был увеличен и составил 81 мм, а ход поршня не изменился и составил 77 мм. Он имеет почти квадрат двигателя.

Версий двигателя 4A было много, они прошли весь путь от 2-х клапанного SOHC до 5-ти клапанного DOHC механизма газораспределения. Мощность двигателей варьируется между 70 и 170 л.с. Стоит отметить, что один из двигателей оснащался механическим нагнетателем воздуха, так называемым чарджером.

Двигатели 4A, 4A-C, 4A-L, 4A-LC

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны SOHC 8V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,6 л
Мощность, л.с.(Н · м) 78-90(115)
Система впрыска Карбюратор
Система зажигания Трамблер

Представляли из себя 4-х цилиндровые агрегаты оснащавшиеся газораспределительным механизмом SOHC с двумя клапанами на цилиндр. Мощность двигателей составляет 78-90 л.с. при 4800 оборотах в минуту и крутящий момент 115 Н · м при 3400 оборотах в минуту. Двигатели 4A-C, 4A-L и 4A-LC комплектовались двумя разными системами зажигания: контактной и бесконтактной. Бесконтактная представляет собой модуль из катушки, датчиков, коммутатора и бегунка.

Мощность варьировалась от рынка, на который двигатели поставлялись:

Рынок США:

  • 4A-C 1,6 л, 8-и клапанный SOHC, впрыск: карбюратор, 90 л.с. (67 кВт) при 4800 оборотах в минуту.

Рынок Европы:

  • 4A-C 1,6 л, I4, 8-и клапанный SOHC, впрыск: карбюратор, 84 л.с. (63 кВт) при 4800 оборотах в минуту.

Рынок Австралии:

  • 4A-C 1,6 л, I4, 8-и клапанный SOHC, впрыск: карбюратор, 78 л.с. (58 кВт) при 4800 оборотах в минуту.

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota AT151 Carina II (с 1983-го по 1987-й год, Европа)
  • Toyota AT160 Celica (с 1985-го по 1989-й год, Япония)
  • Toyota AE71 Corolla (с 1982-го по 1984-й год, США и Канада, Австралия, Южная Африка)
  • Toyota AE82/86 Corolla (с 1983-го по 1987-й год, Япония)
  • Toyota AT151 Corona (с 1983-го по 1987-й год, Япония)
  • Elfin Type 3 Clubman
  • Chevrolet Nova (с 1985-го по 1988-й год, США)

Двигатель 4A-ELU

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны SOHC 8V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,6 л
Мощность, л.с.(Н · м) 100(136)
Система впрыска EFI
Система зажигания Трамблер

На эту версию двигателя 4A впервые была установлена система электронного впрыска топлива EFI. Для экспортируемых вариантов двигателей мощность составляет 78 л.с. при 5600 оборотах в минуту и 115 Н · м при 4000 оборотах в минуту, а для внутреннего рынка Японии 100 л.с. при 5600 оборотах в минуту и 136 Н · м при 4000 оборотах в минуту. Префикс U говорит о том, что двигатель оснащался фирменным каталитическим нейтрализатором.

Двигатель устанавливался на автомобили:

Двигатель 4A-F

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,6 л
Мощность, л.с.(Н · м) 95(129)
Система впрыска Карбюратор
Система зажигания Трамблер

Двигатель 4A-F является непосредственным предшественником легендарного 4A-FE. Он выпускался с 1987-го по 1990-й год. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC с 4-мя клапанами на цилиндр. Мощность двигателя составляет 95 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 129 Н · м при 3600 оборотах в минуту. Впуск топлива осуществлялся при помощи одного карбюратора.

Книга по ремонту двигателя Тойота 4A-F на AutoData
Книга по ремонту двигателя Тойота 4A-F на Ozon

4A-FE отчет о замене задней подушки двигателя

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota AT171 Carina II (с 1987-го по 1992-й год, Европа)
  • Toyota AE92/95 Corolla (с 1987-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AE95 Corolla (с 1988-го по 1989-й год, Япония)
  • Toyota AE101 Corolla (с 1992-го по 1998-й год, Азия, Африка, Латинская Америка)
  • Toyota AE111 Corolla (с 1997-го по 2001-й год, Азия, Африка и Латинская Америка)
  • Toyota AT171/177 Corona (с 1987-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AE95 Sprinter (с 1988-го по 1989-й год, Япония)

Двигатель 4A-FE

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,6 л
Мощность, л.с.(Н · м) 113(137)
Система впрыска EFI / MPFI
Система зажигания Трамблер

Двигатель 4A-FE производился с 1987-го по 1998-й год. Рабочий объем цилиндров составляет 1,6 л (1587 куб. см). Мощность двигателя составляет 113 л.с. при 5800 оборотах в минуту и 137 Н · м при 4800 оборотах в минуту. Впрыск топлива EFI/MPFI. Выпускалось два поколения двигателя, которые можно отличить по внешнему виду. Первое поколение выпускалось с 1987-го по 1993-й год. Двигатель имел газораспределительный механизм системы DOHC с 4-мя клапанами на цилиндр и впрыском топлива EFI. Внешнее отличие заключалось в металлической пластинке на крышке клапанов с надписью "16 valve EFI" и в том, что инжектора входили непосредственно в головку блока цилиндров. Второе поколение имело увеличенный профиль кулачков в головке блока цилиндров. Топливные инжектора входят непосредственно во впускной коллектор. Крышка клапанов имеет горизонтальные ребра по всему периметру. Технически были доработаны поршня, впускные клапаны и впускной коллектор. Последнее поколение оснащалось датчиком MAP. Это поколение выпускалось с 1992-го по 1998-й год.

Компания Toyota разрабатывала двигатель 4A-FE опираясь на принципы топливной экономичности. Принципиально это был один и тот же двигатель как 4A-F, но с электронным впрыском топлива EFI. Впоследствии его сменил 3ZZ-FE  с фирменной системой VVT-i.

4A-FE отличается от 4A-GE с точки зрения производительности и мощности, при том что оба имеют одинаковый рабочий объем цилиндров и одинаковый механизм ГРМ по схеме DOHC - цели у этих двигателей были разные. Первое явное различие в разных углах между впускными и выпускными клапанами. У 4A-FE 22,3°,  у 4A-GE 50°. Второе значительное различие заключалось в том, что у 4A-FE оба распределительных вала были зависимы, в движение от коленчатого вала приводился только один распределительный вал, крутящий момент на второй вал передавался через звездочку между ними. У 4A-GE оба распределительных вала приводились в движение одним ремнем ГРМ.

Хотя двигатель 4A-FE не такой мощный, чем 4A-GE, оба славятся производительностью не смотря на относительно небольшой объем цилиндров. Инженеры Toyota умело оптимизировали мощность и крутящий момент на этих двигателях.

После того, как в 1994-м году производство Toyota Carina E было перенесено в Англию, первые двигатели комплектовались ЭБУ производства фирмы Bosh. Этот факт оказался лакомым куском для тюнеров из-за того, что "мозг" возможно было перепрограммировать("перепрошить") добившись большей мощности при потере в показателях выбросов.

Что касается жесткости блока можно отметить, что блок двигателя 4A-FE имеет более жесткую отливку чем ранние блоки у двигателя 4A-GE.

Видеоматериалы двигателя 4A-FE

Книга по ремонту двигателя Тойота 4A-FE на AutoData
Книга по ремонту двигателя Тойота 4A-FE на Ozon

4A-FE отчет о замене маслосъемных колпачков

4A-FE отчет о замене термостата

4A-FE отчет о чистке стартера

4A-FE отчет о замене топливного фильтра

4A-FE отчет о замене задней подушки двигателя

Общий отчет о замене клапана VVT-i

Отчет о чистке инжектора

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota AT220 Avensis (с 1997-го по 2000-й год, Япония)
  • Toyota AT171/175 Carina (с 1988-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AT190 Carina (с 1984-го по 1996-й год, Япония)
  • Toyota AT171 Carina II (с 1987-го по 1992-й год, Европа)
  • Toyota AT190 Carina E (с 1992-го по 1997-й год, Европа)
  • Toyota AT180 Celica (с 1989-го по 1993-й год, Япония)
  • Toyota AE92/95 Corolla (с 1988-го по 1997-й год)
  • Toyota AE101/104/109 Corolla (с 1991-го по 2002-й год)
  • Toyota AE111/114 Corolla (с 1995-го по 2002-й год)
  • Toyota AE101 Corolla Ceres (с 1992-го по 1998-й год, Япония)
  • Toyota AE111 Corolla Spacio (с 1997-го по 2001-й год, Япония)
  • Toyota AT175 Corona (с 1988-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AT190 Corona (с 1992-го по 1996-й год)
  • Toyota AT210 Corona (с 1996-го по 2001-й год)
  • Toyota AE95 Sprinter (с 1989-го по 1991-й год, Япония)
  • Toyota AE101/104/109 Sprinter (с 1992-го по 2002-й год, Япония)
  • Toyota AE111/114 Sprinter (с 1995-го по 1998-й год, Япония)
  • Toyota AE95 Sprinter Carib (с 1988-го по 1990-й год, Япония)
  • Toyota AE111/114 Sprinter Carib (с 1996-го по 2001-й год, Япония)
  • Toyota AE101 Sprinter Marino (с 1992-го по 1998-й год, Япония)
  • Toyota AE92/AE111 Corolla / Conquest (с 1993-го по 2002-й год, Южная Африка)
  • Geo Prizm на основе Toyota AE92 (с 1989-го по 1997-й год)

Двигатель 4A-FHE

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,6 л
Мощность, л.с.(Н · м) 108
Система впрыска EFI-S
Система зажигания Трамблер

Двигатель 4A-FHE аналогичен первому поколению 4A-FE. Отличие заключается в некоторых доработках впускной системы, распределительными валами с измененным профилем кулачков и дополнительной настройки обеспечивающих большую производительность. Мощность двигателя составляет 104-108 л.с. при 6000 оборотах в минуту. Оснащается системой впрыска с изменением геометрии EFI-S.

Отчет о чистке инжектора

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota AT171 Carina (с 1990-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AE95 Sprinter Carib (с 1990-го по 1995-й год, Япония)

Двигатель 4A-GE (16-valve)

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,6 л
Мощность, л.с.(Н · м) 128(131)
Система впрыска MPFI
Система зажигания Трамблер

Двигатель 4A-GE производился с 1983-го по 1991-й год. Рабочий объем цилиндров составляет 1.6 л (1587 куб. см). Начнем с того, что головка блока цилиндров была разработана компанией Yamaha и построена на заводе Toyota Shimayama. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC с 4-мя клапанами на цилиндр. Диаметр цилиндра составляет 81 мм, а ход поршня 77 мм. Впрыск топлива  осуществляется много-точечным инжектором MPFI.  Надежность и производительность этого двигателя настолько сбалансированы, что до сих пор большое количество энтузиастов являются фанатами 4A-GE. Новые запчасти повышающие его производительность по сей день доступны в продаже. В общей сложности было введено на рынок пять поколений двигателя.

Первое поколение 4A-GE было произведено в 1987-м году, оно заменило популярный двигатель с двумя распределительными валами 2T-G. Мощность двигателя первого поколения для США составляет 112 л.с. при 6600 оборотах в минуту и 131  Н · м при 4800 оборотах в минуту. На американский рынок поставлялся двигатель с датчиком расхода воздуха MAF, который немного ограничивал поток воздуха во впускной коллектор, но способствовал более чистым выбросам в окружающую среду, тем самым соответствовал экологическим стандартам США, но этот факт способствовал потери мощности. Для внутреннего японского рынка на двигатель устанавливался датчик расхода воздуха MAP, решение менее экологичное, но был выигрыш в производительности, который составлял 128 л.с.

Основное предназначение двигателя заключалось в его мощности - угол между впускными и выпускными клапанами составил 50°, что в те времена считалось оптимальным для высокой производительности. На сегодняшний день оптимальным углом считается угол от 20° до 25°. Первое поколение 4A-GE имело кличку "Big Ports" из-за геометрии впускного канала - он был широким. Впускной канал был спроектирован для высокой мощности на высоких оборотах, поэтому двигатель проигрывал в мощности на низких оборотах из-за невысокой скорости воздушного потока. Чтобы компенсировать проигрыш на низких оборотах двигатель оснащался фирменной системой изменения геометрии впускного коллектора T-VIS. Геометрия впускного коллектора менялась при 4200 оборотах в минуту открывая "ранеры" на максимум. В 1987-м году производство первого поколения было завершено.

Второе поколение 4A-GE производилось с 1987-го по 1989-й год. Характерные отличия характеризовались большим диаметром подшипников для соединительных тяг, добавлено четыре дополнительных ребра на заднюю часть блока цилиндров - всего ребер стало семь. Система T-VIS по-прежнему устанавливалась. Двигатель визуально остался похож на первое поколение за исключением крышки клапанов, которая приобрела красные и черные тона. Первое и второе поколение двигателей очень популярно среди рэйсеров и тюнеров из-за доступности и простоте модификаций.

Третье поколение производилось с 1989-го по 1991-й год. Внешне изменилась крышка клапанов - теперь она серебреного цвета с красными буквами на ней, что дало двигателю прозвище "Red Top" или красный верх. Была увеличена степень сжатия с 9,4:1 до 10,3:1. Инженеры Toyota учли предыдущий опыт первых двух поколений и уменьшили геометрию впускного канала. За что двигатель получил новое прозвище "smallport". От системы T-VIS на этом поколении 4A-GE Тойота отказалась. Был проделан ряд доработок направленных на продление срока службы двигателя, такие как дополнительные разбрызгиватели масла под поршнями, стали толще шатуны, были изменены поршня - теперь они рассчитаны на пальцы толщиной 20 мм против 18 мм в предыдущих поколениях. Датчик расхода воздуха по-прежнему имел различия в зависимости от рынка США(MAF) и Японии(MAP). Теперь для японского рынка мощность двигателя составляет 125 л.с. при 7200 оборотах в минуту и 149 Н · м при 4800 оборотах в минуту, а для США 128 л.с. и 105 Н · м.

Двигатель 4A-GE впервые был представлен в 1983-м году на автомобиле Toyota Sprinter Trueno AE86 и Toyota Corolla Levin AE86(спорт версия). На кузов AE86 4A-GE последний раз устанавливался как на заднеприводный автомобиль. Начиная с Toyota MR2 двигатель стал устанавливаться поперечно. С 1991-го года в США 4A-GE перестали устанавливать на Toyota Corolla, но он остался на рынке на автомобиле Geo Prizm GSi с 1990-го по 1992-й год. Все версии двигателя имели кованные поршня, а не более дешевые литые как на большинстве двигателей Toyota.

Toyota выступала спонсором в Атлантическом чемпионате(Atlantic Championship) с 1990-го по 2005-й год. В этот период укомплектованная версия 4A-GE от Toyota Racing использовалась на автомобилях Formula Atlantic. Этот "заряженный" двигатель имел модифицированную головку блока цилиндров, мощность составляла 240 л.с. при 8400 оборотах в минуту, отсечка была в районе 12000 оборотов в минуту - такого двигателя хватало на небольшой пробег, после чего он требовал серьезного ремонта и полной переборки.

Книга по ремонту двигателя Тойота 4A-GE на AutoData
Книга по ремонту двигателя Тойота 4A-GE на Ozon

Отчет о чистке инжектора

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota AA63 Carina (с 1983-го по 1985-й год, Япония)
  • Toyota AT160 Carina (с 1985-го по 1988-й год, Япония)
  • Toyota AT171 Carina (с 1988-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AA63 Celica (с 1983-го по 1985-й год)
  • Toyota AT160 Celica (с 1985-го по 1989-й год)
  • Toyota AE82 Corolla FX (с 1984-го по 1987-й год)
  • Toyota AE86 Corolla Levin (с 1983-го по 1987-й год)
  • Toyota AE92 Corolla (с 1987-го по 1993-й год)
  • Toyota AT141 Corona (с 1983.10-го по 1985-й год, Япония)
  • Toyota AT160 Corona (с 1985-го по 1988-й год, Япония)
  • Toyota AW11 MR2 (с 1984-го по 1989-й год)
  • Toyota AE82 Sprinter (с 1984-го по 1987-й год, Япония)
  • Toyota AE86 Sprinter Trueno (с 1983-го по 1987-й год, Япония)
  • Toyota AE92 Sprinter (с 1987-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AE86/AE92 Corolla GLi Twincam / Conquest RSi (с 1986-го по 1993-й год, Южная Африка)
  • Chevrolet Nova (на основе Corolla AE82)
  • Geo Prizm GSi (на основе шасси Toyota AE92) (с 1990-го по 1992-й год)

Двигатель 4A-GE (20-valve)

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны VVT-iDOHC 20V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,6 л
Мощность, л.с.(Н · м) 160(162)
Система впрыска MPFI
Система зажигания Трамблер

20-ти клапанный 4A-GE четвертого поколения выпускался с 1991-го по 1995-й год. Его внешняя отличительная черта заключается в серебряной крышке клапанов с хромированной надписью "Twin cam 20", за что получил прозвище "Silver Top". Этот двигатель имеет абсолютно новую головку блока цилиндров, теперь Toyota решила использовать пять клапанов на цилиндр вместо привычного газораспределительного механизма по схеме DOHC с 4-мя клапанами на цилиндр. В механизм ГРМ была внедрена система VVT-i первого поколения, увеличилась компрессия до 10,5:1. В предыдущих поколениях впускной коллектор был сильно изогнут, а теперь он прямой. Мощность двигателя составляет 160 л.с. при 7400 оборотах в минуту и 162 Н · м при 5200 оборотах в минуту.

Пятое поколение 4A-GE производилось с 1995-го по 1998-й год. В окончательном варианте двигатель приобрел черную крышку клапанов, за что его прозвали "Black Top". Теперь степень сжатия последнего 4A-GE составляет 11:1. Датчик расхода воздуха был заменен на MAP-сенсор. Диаметр четырех индивидуальных дросселей был увеличен с 42 мм до 45 мм. Диаметр выпускного коллектора так же увеличили. Высота подъема впускных клапанов изменилась с 7,9 мм до 8,2 мм. Был доработан впускной коллектор - изменилась его геометрия. А так же произведены дополнительные улучшения: маховик стал легче, улучшилось наполнение цилиндров топливной смесью. В 1997-м году двигатель стали укомплектовывать новой 6-ти ступенчатой механической коробкой передач С160. И в результате всех улучшений двигатель прибавил 5 л.с. и составил 165 л.с. при 7800 оборотах в минуту, а момент остался неизменным. "Black Top" стал фаворитом среди энтузиастов и используется для модернизации ранних моделей Toyota Corolla в основном для гонок.

Видеоматериалы двигателя 4A-GE 20 Valve

Книга по ремонту двигателя Тойота 4A-GE на AutoData
Книга по ремонту двигателя Тойота 4A-GE на Ozon

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • 4A-GE Silver Top
    • Toyota AE101 Corolla Levin (с 1991-го по 1995-й год, Япония)
    • Toyota AE101 Sprinter Trueno (с 1991-го по 1995-й год, Япония)
    • Toyota AE101 Corolla Ceres (с 1992-го по 1995-й год, Япония)
    • Toyota AE101 Sprinter Marino (с 1992-го по 1995-й год, Япония)
    • Toyota AT210 Carina (с 1996-го по 2001-й год, Япония)
    • Toyota AE101 Corolla (с 1991-го по 2000-й год, Япония)
    • Toyota AE101 Sprinter (с 1991-го по 2000-й год, Япония)
  • 4A-GE Black Top
    • Toyota AE111 Corolla Levin (с 1995-го по 2000-й год, Япония)
    • Toyota AE111 Sprinter Trueno (с 1995-го по 2000-й год, Япония)
    • Toyota AE101 Corolla Ceres (с 1995-го по 1998-й год, Япония)
    • Toyota AE101 Sprinter Marino (с 1995-го по 1998-й год, Япония)
    • Toyota AE101G Corolla BZ Touring (с 1995-го по 1999-й год, Япония)
    • Toyota AE111 Corolla (с 1995-го по 2000-й год, Япония)
    • Toyota AE111 Sprinter (с 1995-го по 1998-й год, Япония)
    • Toyota AE111 Sprinter Carib (с 1997-го по 2000-й год, Япония)
    • Toyota AE111 Corolla RSi и RXi (с 1997-го по 2002-й год, Южная Африка)

Двигатель 4A-GZE

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,6 л
Мощность, л.с.(Н · м) 170(210)
Система впрыска Карбюратор
Система зажигания Трамблер

Двигатель 4A-GZE является модифицированной версией 4A-GE с механическим нагнетателем воздуха. Он производился с 1986-го по 1995-й год. Первая модификация имела мощность 145 л.с. при 6400 оборотах в минуту и 190 Н · м при 4400 оборотах в минуту. Головка блока цилиндров и сам блок были идентичны. На двигатель устанавливался нагнетатель типа "Roots" с приводом от коленчатого вала, который выдавал 0,6 бар на первой модификации двигателя. Кроме того у 4A-GZE была снижена степень сжатия, и составила 8:1. Оснащался выпуклыми кованными поршнями. Во впускном коллекторе по прежнему использовалась система T-VIS. 4A-GZE устанавливался на Toyota MR2 и на японские переднеприводные версии Toyota Corolla и Toyota Sprinter. Двигатель комплектовался отдельным модулем зажигания.

В 1990-м году на рынок вышло второе поколение двигателя 4A-GZE. Теперь подросла мощность и составила 165-170 л.с. и 210 Н · м. Геометрия впускного коллектора была уменьшена аналогично как произошло с 4A-GE, увеличилась степень сжатия до 8,9:1, теперь оснащался датчиком расхода воздуха MAP D-Jetronic, был доработан механический нагнетатель, производительность которого составила 0,7 бар.

Стоит отметить что двигатель 4A-GZE очень популярен у тюнеров, т.к. на него без особых преобразований можно установить турбокомпрессор(турбину), а так же многие детали можно оставить родными при прочих внутренних улучшениях.

Отчет о чистке инжектора

Двигатель устанавливался на автомобили:

Двигатель 5A

Двигатель 5A имеет три модификации: 5A-F, 5A-FE, 5A-FHE. Его производство была начато в 1987-м, а закончилось в 1999-м году. Все модификации имеют газораспределительный механизм по схеме DOHC с 4-мя клапанами на цилиндр. Угол между впускными и выпускными клапанами острый и составляет 22,3 °. Рабочий объем цилиндров составляет 1,5 л (1498 куб. см). Диаметр цилиндра 78,7 мм, а ход поршня 77 мм - это почти квадрат двигателя. Ниже подробнее о каждой модификации.

Двигатель 5A-F

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,5 л
Мощность, л.с.(Н · м) 85(122)
Система впрыска Карбюратор
Система зажигания Трамблер

5A-F это первая модификация двигателя. Особенность заключается в использовании карбюраторного впрыска. Мощность двигателя составляет 85 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 122 Н · м при 3600 оборотах в минуту.

Книга по ремонту двигателя Тойота 5A-F на AutoData
Книга по ремонту двигателя Тойота 5A-F на Ozon

Двигатель устанавливался на автомобили:

Двигатель 5A-FE

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,5 л
Мощность, л.с.(Н · м) 100(138)
Система впрыска EFI
Система зажигания Трамблер / DIS-2

Двигатель 5A-FE второго поколения является доработанной версией двигателя 5A-F. Изменения коснулись впрыска топлива - 5A-FE оснащен инжекторным впрыском EFI. Заявленная мощность двигателя составляет 100 л.с. при 5600 оборотах в минуту и 138  Н · м при 4400 оборотах в минуту.

Совместное предприятие Toyota и Tianjin FAW Xiali в Китае продолжают производить этот двигатель для своих Vela и Weizhi малолитражных автомобилей.

Видеоматериалы двигателя 5A-FE

Книга по ремонту двигателя Тойота 5A-FE на AutoData
Книга по ремонту двигателя Тойота 5A-FE на Ozon

5A-FE отчет о замене маслосъемных колпачков

Отчет о чистке инжектора

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Vela (Китай)
  • Toyota AT170 Carina (с 1990-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AT192 Carina (с 1992-го по 1996-й год, Япония)
  • Toyota AT212 Carina (с 1996-го по 2001-й год, Япония)
  • Toyota AE91 Corolla (с 1989-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AE100 Corolla (с 1991-го по 2001-й год, Япония)
  • Toyota AE110 Corolla (с 1995-го по 2000-й год, Япония)
  • Toyota AE100 Corolla Ceres (с 1992-го по 1998-й год, Япония)
  • Toyota AT170 Corona (с 1989-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AL50 Soluna (с 1996-го по 2003-й год, Азия)
  • Toyota AE91 Sprinter (с 1989-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AE100 Sprinter (с 1991-го по 1995-й год, Япония)
  • Toyota AE110 Sprinter (с 1995-го по 2000-й год, Япония)
  • Toyota AE100 Sprinter Marino (с 1992-го по 1998-й год, Япония)
  • Toyota AXP42 Vios (с 2002-го по 2006-й год, Китай)

Двигатель 5A-FHE

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,5 л
Мощность, л.с.(Н · м) 120
Система впрыска EFI-S
Система зажигания Трамблер / DIS-2

Двигатель 5A-FHE производился на основе двигателя 5A-FHE. Отличие заключается во впускном коллекторе с системой EFI-S, который имеет больший размер.

Мощность стокового двигателя составляет 120 л.с., а потенциал до 180 л.с. 5A-FHE очень популярен у тюнеров. До сих пор можно найти на него новые запчасти, с помощью которых можно модернизировать двигатель и добиться максимальных мощностных показателей.

Отчет о чистке инжектора

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota AE91 Corolla (с 1989-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AE91 Sprinter (с 1989-го по 1992-й год, Япония)
  • Toyota AE91 Toyota G Touring (с 1994-го по 1999-й год, Япония)
  • Toyota AE100 Toyota G Touring (с 1994-го по 1999-й год, Япония)

Двигатель 6A

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,4 л
Мощность, л.с.(Н · м) 82(117)
Система впрыска Карбюратор
Система зажигания Трамблер / DIS-2

Двигатель 6A-FC производился с 1989-го по 1992-й год. Рабочий объем цилиндров составлял 1,4 л, а мощность 82 л.с. и 117 Н · м. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC с 4-мя клапанами на цилиндр.

Двигатель устанавливался на автомобили:

Двигатель 7A-FE

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,8 л
Мощность, л.с.(Н · м) 120(157)
Система впрыска EFI
Система зажигания Трамблер

Двигатель 7A-FE производился с 1993-го по 1998-й год. Рабочий объем цилиндров составил 1,8 л (1762 куб. см). Газораспределительный механизм был выполнен по системе DOHC с 4-мя клапанами на цилиндр. Острый угол между впускными и выпускными клапанами был заимствован у двигателя 4A. Диаметр цилиндров составляет 81 мм, а ход поршня 85,5 мм.

Первое поколение построенное для Канады имело мощность двигателя 115 л.с. при 5600 оборотах в минуту и 149 Н · м при 2800 оборотах в минуту. С 1995-го по 1997-й год выпускалась специальная версия для США, мощность которой составила 105 л.с. при 5200 оборотах в минуту и 159  Н · м при 2800 оборотах в минуту.

Индонезийские и русские версии двигателя самые мощные: мощность двигателей составляет 120 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 157 Н · м при 4400 оборотах в минуту при степени сжатия 9,5:1.

Тойота никогда не производила двигатель 7A-GE с широким углом клапанов на основе 7A-FE, но фактически такой двигатель собирался многими энтузиастами в своих мастерских используя комбинацию 7A-FE(блок, коленчатый вал) и 4A-GE(головка блока цилиндров, поршня). А так же неофициально была построена "заряженная" версия 7A-GZE из комбинаций частей 7A-FE, 4A-GE и 4A-GZE.

Книга по ремонту двигателя Тойота 7A-FE на AutoData
Книга по ремонту двигателя Тойота 7A-FE на Ozon

7A-FE отчет о замене маслосъемных колпачков

7A-FE отчет о чистке инжектора

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota AT211 Avensis (с 1997-го по 2000-й год, Европа)
  • Toyota AT191 Caldina (с 1996-го по 1997-й год, Япония)
  • Toyota AT211 Caldina (с 1997-го по 2001-й год, Япония)
  • Toyota AT191 Carina (с 1994-го по 1996-й год, Япония)
  • Toyota AT211 Carina (с 1996-го по 2001-й год, Япония)
  • Toyota AT191 Carina E (с 1994-го по 1997-й год, Европа)
  • Toyota AT200 Celica (с 1993-го по 1999-й год, Япония)
  • Toyota AE92 Corolla (с 1993-го по 1997-й год, Африка)
  • Toyota AE93 Corolla (с 1990-го по 1992-й год, Австралия)
  • Toyota AE102/103 Corolla (с 1992-го по 1998-й год, Япония)
  • Toyota AE102 Corolla (с 1993-го по 1997-й год, Америка)
  • Toyota AE111 Corolla (с 1997-го по 2000-й год, Африка)
  • Toyota AE112/115 Corolla (с 1997-го по 2002-й год, Япония)
  • Toyota AE115 Corolla Spacio (с 1997-го по 2001-й год, Япония)
  • Toyota AT191 Corona (с 1994-го по 1997-й год, Япония)
  • Toyota AT211 Corona (с 1996-го по 2001-й год, Япония)
  • Toyota AE115 Sprinter Carib (с 1995-го по 2001-й год, Япония)

Двигатель 8A-FE

Тех. характеристики
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,3 л
Мощность, л.с.(Н · м) 86(110)
Система впрыска EFI
Система зажигания Трамблер / DIS-2

Двигатель 8A-FE имеет рабочий объем цилиндров 1,3 л. Диаметр цилиндров такой же как на 5A 78,7 мм, а ход поршня уменьшен. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC. Мощность двигателя составляет 86 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 110 Н · м при 5200 оборотах в минуту.

До сих пор этот двигатель производится на заводах Китая совместным производителем Tianjin FAW Xiali для Daihatsu и малолитражных автомобилей Toyota.

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota AXP41 Vios (с 2002–го по 2006й год, Китай)
  • AXP41 VIZI (с 2002–го по 2006-й год, Китай)

Самые Интересные Новости

Связанные статьи