Двигатели Toyota серии R представляли из себя четырехцилиндровые моторы с прямым расположением цилиндров, которые изначально задумывались для продольной установки на такие автомобили, как Celica и HiLux. Эта серия двигателей производилась с 1953-го по 1995 год. Но в силу того, что все больше и больше автомобилей Toyota становились переднеприводные, то серия R не получила дальнейшего развития.
Двигатель R
Первый двигатель в серии R имел рабочий объем 1453 куб. см(1,5 л) который производился с 1953 по 1964 год. Диаметр цилиндра составлял 77 мм, а ход поршня 78 мм. Как все современные двигатели того времени оба блока и головка цилиндров были сделаны из чугуна. Двигатель оснащался водяным охлаждением.
Впервые двигатель был установлен на Toyota Crown в 1958-ом году на экспортный вариант для США. Американский журнал "Road & Track" был впечатлен двигателем, отметив, что двигетель очень тихо работает на холостых оборотах.
Код | Мощность кВт(л.с.) | Крутящий момент Н · м (кг · м) | Годы |
R | 45 (60) при 4400 оборотов в минуту | 108 (79,5) и 2600 | 1953-1964 |
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Super (с 1953-го по 1955-ой год)
- Toyota Master (с 1955-го по 1956-ой год)
- Toyota Crown (с 1955-го по 1958-ой год)
Двигатель 2R
Двигатель 2R производился с 1964-го по 1971-й год. Рабочий объем цилиндров составлял 1490 куб. см(1,5 л). Он представлял собой квадрат двигателя, т.к. диаметр цилиндра и ход поршня были одинаковыми и составляли 78 мм.
Код | Мощность кВт(л.с.) | Крутящий момент Н · м (кг · м) | Годы |
2R | 55 (74) при 5000 оборотов в минуту | 116 (85) и 2600 | 1964-1969 |
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Corona RT40/RT46V/RT50/RT56 (с 1964-го по 1971-ой год)
- Toyota Mark II (с 1968-го по 1971-ой год)
- Toyota Bus RH15B
- Toyota Stout RK43/RK47 (с 1965-го по 1967-ой год)
- Toyota Toyoace PK41
- Toyota Hilux RN10
Двигатель 3R
Двигатель 3R имел увеличенный объем цилиндров по отношению к своим предшественникам и составлял 1897 куб. см (1,9 л). Он имел несколько модификаций различающихся по степени форсировки: 3R, 3R-B, 3R-C. Первая модификация двигателя имела степень сжатия 7.7:1. В 1960-ом году двигатель 3R был доработан, вследствие чего увеличилась степень сжатия и составила 8:1. Версия 3R-B выпускалась с 1960-го по 1968-ой год со стандартными характеристиками степени сжатия 7.7:1. Версия двигателя 3R-C разрабатывалась специально под американский рынок и под американские законы того времени о выбросах вредных веществ в окружающую среду.
Код | Мощность кВт(л.с.) | Крутящий момент Н · м (кг · м) | Годы |
3R | 60 (80) при 4600 оборотов в минуту | 142 (105) и 2600 | 1959-1960 |
3R | 67 (90) при 5000 оборотов в минуту | 142 (105) и 3400 | 1960-1968 |
3R-B | 60 (80) при 4600 оборотов в минуту | 142 (105) и 2600 | 1960-1968 |
3R-C | 60 (80) при 4600 оборотов в минуту | 142 (105) и 2600 | 1960-1968 |
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Stout (с 1964-го по 1967-ой год)
- Toyota Hilux
- Toyota Corona (US) (с 1967-го по 1967-й год)
- Toyota Crown (с 1959-го по 1967-ой год)
- Toyota Masterline (с 1959-го по 1967-ой год)
Двигатель 4R
Двигатель 4R производился с 1965 по 1968 год, рабочий объем цилиндров составлял 1587 куб. см(1,6 л). Диаметр поршня 80,5 мм, а ход поршня 78 мм.
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Corona (Япония) (с 1965-го по 1968-ой год)
Двигатель 5R
Двигатель 5R производился с 1968-го по 1986 год. Рабочий объем цилиндров составлял 1994 куб. см (2,0 л). Была и версия двигателя работающего на сжиженном газе 5R-LPG, которая производилась с 1968-го по 1983-й год. Газораспределительная система двигателя имела два клапана на цилиндр типа OHV. Диаметр цилиндра составлял 88 мм, а ход поршня 82 мм. Мощность 106 л.с. (79 кВт) при 5200 оборотов в минуту и 169 Н · м при 3000 оборотов в минуту.
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Crown - с третьего по шестое поколение (RS50, RS60/66, RS80/RS100 и RS110). Для последних вдух поколений только для использования на сжиженном газе в качестве такси.
- Toyota Stout RK101
- Toyota Toyoace RY20
- Toyota Corona шестого поколения (RT131), только на сжиженном газе и с автоматической коробкой передач.
Двигатель 6R
Двигатель 6R производился в трех модификациях: 6R, 6R-B, 6R-LPG. Рабочий объем цилиндров составлял 1707 куб. см (1,7 л), мощность 107 л.с. при 5300 оборотов в минуту. Производился с 1969-го по 1974-й год.
Двигатель 7R
Двигатель 7R производился с 1968-го по 1971-й год. Рабочий объем цилиндров составлял 1591 куб. см (1,6 л). Данный агрегат производился в трех модификациях 7R, 7R-B, 7R-LPG. 7R-B производился с 1968-го по 1969-й год оснащался двумя карбюраторами типа SU(Skinners Union) и имел высокую степень сжатия цилиндров 9,5. 7R-LPG, который работал на сжиженном газе производился с 1969-го по 1970-й год. 7R был похож на своего предшественника 4R, но спроектирован был таким образом, что диаметр цилиндра был увеличен и составил 86 мм, а ход поршня был уменьшен и составил 68,5 мм, что дало боле высокие мощностные показатели в пользу 7R.
Код | Мощность кВт(л.с.) | Крутящий момент Н · м (кг · м) | Сжатие | Годы |
7R | 63 (85) при 5500 оборотов в минуту | 123 (90) и 3800 | 8,5 | 1968-1971 |
7R-B | 75 (100) при 7200 оборотов в минуту | 133 (98) и 4200 | 9,5 | 1968-1969 |
7R-LPG | 63 (85) при 5500 оборотов в минуту | 123 (90) и 3800 | 8,5 | 1969-1971 |
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Corona (RT41 седан, RT53 кабриолет, RT54 кабриолет) (с 1968-го по 1970-й)
- Toyota Corona (RT82 седан) (1970-й)
- Toyota Corona Mark II (RT6x) (с 1968-го по 1970-й)
Двигатель 8R
Двигатель 8R производился с 1968-го по 1973-й год. Рабочий объем цилиндров составлял 1858 куб. см (1,9 л). Диаметр цилиндра составлял 85,9 мм, а ход поршня 80 мм с пятью подшипниками в кривошипно шатунном механизме. Так же была доступна версия 8R-D. 8R-B оснащался двумя карбюраторами типа SU(Skinners Union). 8R-E оснащался впрыском топлива EFI. Версия 8R-C была разработана специально для американского рынка в соответствии с калифорнийским законом о допустимых выбросах в окружающую среду. Двигатель 8R-G имел газораспределительный механизм по схеме DOHC(два распределительных вала верхнего расположения). Эта версия двигателя не была похожа на все семейство R, оснащалась 2 клапанной системой DOHC. Toyota снова повысила ставку на схему DOHC двигателя 8R-G, но по-прежнему двух клапанную. Производился 8R-G с 1969-го по 1972-й год. С 1969-го по февраль 1971 он был известен как 10R, но в следствии того, что был изменен натяжной механизм для улучшения показателей шума он был переименован в 8R-G, что бы отразить twin-cam(обозначался суффиксом G). Впоследствии устанавливался только на Toyota Corona Mark II (RT72) 1900 GSS.
Код | Мощность кВт(л.с.) | Крутящий момент Н · м (кг · м) | Сжатие | Годы |
8R | 81 (108) при 5500 оборотов в минуту | 153 (113) и 3800 | 9,0 | 1968-1972 |
8R-B | 82 (110) при 6000 оборотов в минуту | 152 (112) и 4000 | 10,0 | 1969-1971 |
8R-C | 81 (108) при 5500 оборотов в минуту | 174 (128) и 3600 | 9,0 | 1969-1971 |
8R-G | 104 (140) при 6400 оборотов в минуту | 166 (123) и 5200 | 1969-1972 |
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Hilux (с 1970-го по 1971-й)
- Toyota Corona 1900 hardtop (1971-го по 1973-й)
- Toyota Corona Mark II RT72 Corona Mark II 1900 седан
- Toyota Corona Mark II RT72 Corona Mark II 1900 седан GSS (8R-G)
Двигатель 9R
Двигатель 9R производился с 1967-го по 1968-й год. Рабочий объем цилиндров составлял 1587 куб. см (1,6 л). По сути это был 4R с головой DOHC от Yamaha. Газораспределительная система устроена таким образом, что кулаки толкают клапана непосредственно через ведерко. Аналогичный механизм использовался на двигателях 2M, 8R-G, 10R, 18R-G, 2T-G, 4A-GE, 3T-GTE - все были разработаны компанией Yamaha.
Мощность двигателя составляла 110 л.с.(82 кВт) при 6200 оборотов в минуту и 136 Н · м при 5000 оборотов в минуту. Газораспределительный механизм представлял из себя 2-х клапанную DOHC схему с двумя карбюраторами Solex. Двигатель имел вес 174 кг. Всего было сделано 2229 двигателей 9R.
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Corona RT55 Corona 1600 GT
Двигатель 10R
Двигатель 10R выпускался с 1967-го по февраль 1971-го года. С 1971-го года он был переименован в 8R-G. После чего двигатель был доработан, цепь была заменена на ремень, что сделало двигатель более тихим. Мощность составляла 140 л.с. (104 кВт) при 6400 оборотов в минуту и 166 Н · м при 5200 оборотах в минуту.
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Corona Mark II RT75
- Toyota Corona Mark II GSS
Двигатель 12R
Двигатель 12R выпускался с 1969-го по 1988-й год. Этот двигатель также производился на Филиппинах местным филиалом компании Toyota Delta Motors Corporation под названием 12R-M. Двигатель имел четыре цилиндра и работал в 4-х тактном режиме. Газораспределительный механизм представлял из себя схему OHV. Диаметр цилиндра составлял 80,5 мм, а ход поршня 78,0 мм. Степень сжатия 8,5. Мощность двигателя составляла 90 л.с. при 5400 оборотов в минуту.
Также производилась версия работающая на сжиженном газе 12R-LPG с 1969-го по 1983-й год. Мощность которой составляла 80 л.с. (59 кВт) при 4400 оборотов в минуту.
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Corona (с 1971-го по 1978-й год)
- Toyota Hiace (1977)
- Toyota Hiace Commercial Camper (1975)
- Daihatsu F20 (1976)
- Delta Mini Cruiser/Explorer
Двигатель 16R
Двигатель 16R выпускался с 1974-го по 1980-й год. Мощность составляла 105 л.с.(77 кВт) при 5600 оборотов в минуту. Так же выпускалась версия 16R-B с 1974-го по 1976-й год.
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Mark II/Chaser
- Toyota Corona RT130
Двигатель 18R
Двигатель 18R выпускался с 1971-го по 1981-й год. Имел рабочий объем цилиндров 1968 куб. см (2,0 л). Диаметр цилиндра составлял 88,5 мм, а ход поршня 80 мм. Газораспределительный механизм представлял из себя 2-х клапанную схему SOHC. Было разработано четыре версии двигателя:
Код | Мощность кВт(л.с.) | Крутящий момент Н · м (кг · м) | Годы |
18R | 64-66 (86-89) при 5500 оборотов в минуту | 142-145 (105-107) и 3600 | 1971-1981 |
18R-C | 72 (97) при 5500 оборотов в минуту | 143-145 (106-107) и 3600 | 1971-1981 |
18R-U | 75 (100) при 5500 оборотов в минуту | 152 (112) и 3600 | 1975-1978 |
18R-E | 84 (113) при 5600 оборотов в минуту | 172 (127) и 4400 | 1974-1975 |
Двигатель устанавливался на автомобили:
- 18R/18R-C/18R-U/18R-E
- Toyota Corona 2000 (1972)
- Toyota Corona 2000 MK (1972)
- Toyota Celica 2000 (1972)
- Toyota Cressida 2000/Gen1 (1971-1981)
- Toyota Chaser
- 18R-C
- Toyota Hilux (1972-1974)
- Toyota Celica 2000 (1974-1981)
Двигатель 18R-G
Двигатель 18R-G выпускался с 1973-го по 1982-й год. Диаметр цилиндра составлял 89 мм, а ход поршня 80 мм. Он имел голову DOHC производства Yamaha, камеры сгорания представляли из себя полусферы. Не считая головы многие составляющие были взаимозаменяемы с двигателем 18R SOHC.
В 1975-ом году была выпущена версия двигателя 18R-GR с нагнетателем воздуха, которая оснащалась карбюратором Solex. Инжекторная версия с катализатором 18R-GEU была представлена на рынке с 1978-го по 1982-й год. А так же производилась карбюраторная версия с катализатором под кодом 18R-GU.
В 1977-ом году проходили соревнования Rally RAC, на которых Toyota Celica с двигателем 18R-G заняла второе место.
Код | Мощность кВт(л.с.) | Крутящий момент (кг · м) | Годы |
18R-G | 107 (145) при 6400 оборотов в минуту | 180 при 5200 | 1972-1981 |
18R-GR | 103 (140) при 6400 оборотов в минуту | 172 при 4800 | 1973-1975 |
18R-GU | 96 (130) при 5800 оборотов в минуту | 165 при 4800 | 1975-1978 |
18R-GEU | 99 (135) при 5800 оборотов в минуту | 175 при 4800 | 1978-1982 |
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Celica GT 2000 (с 1973-го по 1981-й год)
- Toyota Celica GT 2000 (RA63) (с 1982-го по 1983-й год)
- Toyota Carina GT 2000 (с 1974-го по 1973-й год)
- Toyota Celica Camry GT 2000 (с 1978-го по 1983-й год)
- Toyota Corona GT 2000 (с 1973-го по 1982-ой год)
Двигатель 19R
Двигатель 19R выпускался с 1974-го по 1977-й год. Диаметр цилиндра составлял 88,5 мм, а ход поршня 80 мм. Он имел голову SOHC с двумя клапанами на цилиндр. Рабочий объем цилиндров составлял 1968 куб. см (2,0 л). Кривошипно-шатунный механизм был идентичен двигателю 18R.
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Corona RT103(Япония) (с 1974-го по 1977-й год)
Двигатель 20R
Двигатель 20R выпускался с 1975-го по 1980-й год. Рабочий объем цилиндров составлял 2189 куб. см (2,2 л). Газораспределительный механизм имел схему SOHC с двумя клапанами на цилиндр. Диаметр цилиндра 88,4 мм и ход поршня 88,9 мм. Головка цилиндров была сделана из алюминиевого сплава.
Мощность первых двигателей 20R составляла 96 л.с. (72 кВт) при 4000 оборотов в минуту. Традиционно для США выпускалась "зажатая" версия двигателя, мощность которой составляла 90 л.с. и 162 Н · м при 2800 оборотов в минуту.
С 1978-го по 1979-й год мощность была немного занижена до 95 л.с.(71 кВт) при 4800 оборотов в минуту и 165 Н · м при 2400 оборотов в минуту. В окончательном варианте с 1979-го по 1980-й год мощность составляла 90 л.с. при 4800 оборотах в минуту для внутреннего японского рынка и 95 л.с. для рынка Канады.
Двигатель устанавливался на автомобили:
- Toyota Hilux (с 1975-го по 1980-й год)
- Toyota Celica (США) (с 1975-го по 1980-й год)
- Toyota Corona (США) (с 1975-го по 1980-й год)
Двигатель 21R
Двигатель 21R выпускался с 1978-го по 1987-й год. Рабочий объем цилиндров составлял 1972 куб. см(2,0 л). Диаметр цилиндра составлял 84 мм, а ход поршня 89 мм. Газораспределительный механизм был сделан по схеме SOHC с двумя клапанами на цилиндр.
В 1978-м году выпускалась версия, которая мела мощность 105 л.с. (78 кВт) при 5200 оборотах в минуту и 157 Н · м при 3600 оборотах в минуту. С 1982-го по 1985-й год выпускалась версия 21R-C адаптированная для рынка США в соответствии с местными законами о выбросах вредных веществ в окружающую среду. Для достижения американских стандартов двигатель был оснащен нагнетателем воздуха, а мощность при этом упала до 90 л.с. (67 кВт) при 5000 оборотах в минуту. Японская же версия 21R-U давала на выходе 105 л.с. (78 кВт) при 5200 оборотах в минуту и 162 Н · м при 3600 оборотах в минуту, но к 1986-му году упала до 101 л.с. (75 кВт) при 5400 оборотах в минуту и 154 Н · м при 4000 оборотах в минуту.
Двигатель 22R
Двигатель 22R выпускался с 1981-го по 1995-й год. Рабочий объем цилиндров составлял 2366 куб. см (2,4 л). Диаметр цилиндра составлял 91,9 мм, а ход поршня 88,9 мм. Газораспределительный механизм был выполнен по схеме SOHC с двумя клапанами на цилиндр.
Самые первые двигатели развивали 97 л.с. при 4800 оборотах в минуту и 174 Н · м при 2800 оборотах в минуту. К 1990 мотор был переработан, у доработанной версии 22R увеличилась мощность на 11 л.с. и составила 108 л.с. при 5000 оборотах в минуту и 187 Н · м при 3400 оборотах в минуту.
Первая доработка состоялась в 1982-ом году - двигатель стал оснащаться электронным впрыском топлива, мощность которого стала 105 л.с. при 4800 оборотах в минуту и 185 Н · м при 2800 оборотах в минуту.
В 1985-ом году двигатель уже был значительно доработан, характеристики составили 112 л.с. при 4600 оборотах в минуту и 192 Н · м при 3400 оборотах в минуту. Многие детали из новых 22R-E не совместимы с предыдущими версиями производимыми до 1985-го года. Несовместимые части, такие как головка блока, блок цилиндров, поршни и многие другие части: цепь ГРМ, водяной насос (масляный насос был такой же). Можно считать 22R-E( выпуска 1985-1995) версией 22R(выпуска 1985-1990), но с инжекторным впрыском топлива и незначительными изменениями.
В 1983-м году Toyota заменила двухрядную цепь ГРМ на однорядную с пластиковыми направляющими. Такая система сделала двигатель более тихим и уменьшила сопротивление трущихся частей. Такой механизм имеет недостаток, т.к. в пределах от 130000 до 230000 км цепь растягивается до такой степени, что ход гидронатяжителя заканчивается. После того как это произошло ломаются пластиковые направляющие и появляется характерный звук в передней части двигателя. Если цепь не заменить вовремя, то она очень быстро растягивается. Растянутая цепь провоцирует раннее зажигание, что приводит к неровной работе двигателя. Следующем этапом цепь может перескочить зубец ведущей звездочки или вообще ее сломать, в результате клапана могут встретиться и погнуться и ремонт будет неизбежен. Вдобавок растянутая цепь может биться о крышку привода ГРМ, как следствие может повредиться помпа и охлаждающая жидкость попадет в моторное масло, что может вызвать повреждение внутренних частей двигателя, таких как подшипники, коленчатый вал, распределительный вал, ну и перегрев двигателя из-за отсутствия антифриза.
С конца 1985-го года продавалась версия 22R-TE с турбонаддувом, ее мощность составляла 135 л.с. (101 кВт) при 4800 оборотов в минуту и 234 Н · м при 2800 оборотах в минуту.
Двигатели 22R очень хорошо известны своей прочностью, высокой топливной экономичностью и хорошим распределением крутящего момента в диапазоне низких и средних оборотах.
Однако его слабость заключается в высокой мощности. 22R имеет относительно большой объем и сильный блок, но сравнительно большой ход поршня и ограничивающую голову не дает работать на высоких оборотах. Для работы на больших оборотах и, где требуется большая мощность больше подходит использование таких двигателей, как 18R-G, 2T-G, 4A-GE и 3S-GE.
Код | Мощность кВт(л.с.) | Крутящий момент (N · м) | Годы | Примечание |
22R | 72 (97) при 4800 оборотов в минуту | 174 при 2800 | 1981-1990 |
(81-82) Карбюратор, двухрядная цепь ГРМ (83-90) Карбюратор, однорядная цепь ГРМ |
22R | 81 (108) при 5000 оборотов в минуту | 187 при 3400 | 1990-1995 | |
22R-E | 78 (105) при 4800 оборотов в минуту | 185 при 2800 | 1983-1984 | EFI, однорядная цепь ГРМ |
22R-E | 84 (112) при 4600 оборотов в минуту | 192 при 3400 | 1985-1995 | EFI, однорядная цепь ГРМ |
22R-TE | 101 (135) при 4800 оборотов в минуту | 234 при 2800 | 1986-1988 | Турбонаддув, однорядная цепь ГРМ |
Двигатель устанавливался на автомобили:
- 22R
- Toyota Corona (1981 год)
- Toyota Hilux (с 1981-го по 1988-й год)
- Toyota Celica (с 1981-го по 1984-й год)
- Toyota Pickup (с 1981-го по 1995-й год)
- Toyota 4Runner (1984 год)
- Toyota Land Cruiser Prado (с 1984-го по 1990-й год)
- 22R-E
- Toyota Hilux (с 1985-го по 1995-й год)
- Toyota Celica (с 1983-го по 1985-й год)
- Toyota Pickup (с 1985-го по 1995-й год)
- Toyota 4Runner (с 1985-го по 1995-й год)
- Toyota Land Cruiser Prado (с 1990-го по 1996-й год)
- 22R-TE
- Toyota Hilux (с 1985-го по 1988-й год)
- Toyota 4Runner (с 1986-го по 1987-й год)