Серия ZZ двигателей Toyota представляет из себя 4-х цилиндровые рядные моторы. Рабочий объем цилиндров находится в пределе от 1,4 л (1398 куб. см) до 1,8 л. (1796 куб. см) и мощностью от 95 л.с. 195 л.с. Особенностью этих двигателей является использование алюминиевого блока и головки цилиндров - это первый двигатель Toyota сделанный в алюминиевом исполнении. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр. Распределительные валы приводятся в движение однорядной цепью. Оба 1,8 л двигателя серии ZZ(1ZZ и 2ZZ) имеют разные диаметры цилиндров и ходы поршней. 1ZZ задумывался для экологичности и экономичности, а 2ZZ для высокой мощности. Стоит отметить, что серия ZZ была разработана для замены одной из самых удачных двигателей Toyota серии A.

Далее подробней о каждом из двигателей.

Двигатель 1ZZ-FE

Тех. характеристики
Двигатель 1ZZ-FE
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,8(1794)
Мощность, л.с.(Н · м) 120-140(170-179)
Степень сжатия 10:1
Система впрыска MPFI
Система зажигания DIS-4
Рекомендуемое масло 5W30

Двигатель 1ZZ-FE производился с 1998-го по декабрь 2007-го. Мотор был построен в Канаде, а производился в Кембридже на юге Онтарио. Диаметр цилиндра составляет 79 мм, а ход поршня 91,5 мм. Рабочий объем цилиндров 1,8 л (1794 куб .см). Мощность варьируется от 120 л.с. до 140 л.с. Блок цилиндров выполнен из алюминиевого сплава методом литья под давлением. Цилиндры представляют собой чугунные гильзы. В нем используется мульти-точечная система впрыска топлива(MPFI). Газораспределительная система нового двигателя 1ZZ-FE получила дополнительную опцию в виде системы VVT-i, которая помогает обеспечить отличную топливную экономичность на низких оборотах и хорошую тягу на высоких оборотах. Некоторыми особенностями являются кованные шатуны, цельно-литой коленчатый вал и впускной коллектор выполненный из пластика.

В России мы знаем этот двигатель по автомобилям Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Allex, Toyota Runx и т.д.

Видеоматериалы двигателя 1ZZ-FE

Книга по ремонту двигателя Тойота 1ZZ-FE на AutoData

1ZZ-FE отчет о замене термостата

1ZZ-FE отчет о чистке дроссельной заслонки

1ZZ-FE отчет о замене цепи ГРМ

1ZZ-FE отчет о замене маслосъемных и компрессионных колец

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota Allex
  • Toyota Runx
  • Toyota Corolla CE / LE / S, Fielder, Runx (Япония), Altis (Азия)
  • Toyota Allion
  • Toyota Premio
  • Toyota Vista и Vista Ardeo
  • Toyota Will
  • Toyota Caldina
  • Chevrolet Prizm
  • Pontiac Vibe
  • Toyota Celica GT
  • Toyota Matrix XR
  • Toyota Avensis
  • Toyota Opa
  • Toyota Isis
  • Toyota RAV4
  • Toyota Wish
  • Lotus Elise

Двигатель 1ZZ-FED

Двигатель 1ZZ-FED похож на двигатель 1ZZ-FE, но производился в Японии в городе Шимьяма. Мощность двигателя составляет 140 л.с. при 6400 оборотах в минуту и 171 Н · м при 4200 оборотах в минуту.

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota Corolla
  • Toyota Celica GT
  • Toyota MR2 Spyder
  • Toyota Wish 1,8
  • Toyota Will VS 1,8

Двигатель 1ZZ-FBE

Двигатель 1ZZ-FBE является специальной модификацией двигателя 1ZZ-FE, который был разработан специально для Бразилии. Особенность двигателя заключается в том, что он работает на биологическом топливе, а именно на стандарте E85.

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota Corolla(Бразилия)

Двигатель 2ZZ-GE

Тех. характеристики
Двигатель 2ZZ-GE
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,8(1796)
Мощность, л.с. 169-240
Степень сжатия 11.5:1
Система впрыска MPFI
Система зажигания DIS-4
Рекомендуемое масло 5W30

Двигатель 2ZZ-GE производился с 1999-го по 2006-й год. Рабочий объем цилиндров составляет 1,8 л(1796 куб. см). Диаметр цилиндра равен 82 мм, а ход поршня 85 мм. Оснащается впрыском топлива MFI. Газораспределительная система выполнена по схеме  DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр и дополнительной опцией VVTL-i. Степень сжатия составляет 11,5:1, что повышает требования к бензину - рекомендуется использовать не ниже чем 95-й бензин. Мощность двигателя не постоянная, зависит от настроек двигателя под конкретный автомобиль. Например на автомобилях Celica GT-S, Corolla T-Sport, Lotus Elise и Lotus Exige мощность составляет 189 л.с.(141 кВт), а для рынка США в 2003-м году на автомобилях Corolla, Matrix и Pontiac Vibe мощность составляет 180 л.с., после 2003-го года 173 л.с., а к 2006-му 164 л.с. Это связано со сменой стандартов(технологий) измерения мощности. На автомобиле Toyota Corolla Compressor и Lotus Exige S устанавливался чарджер с внутренним охлаждением, в результате была достигнута мощность 225 л.с. (168 кВт), а на Exige 240R с чарджером с внутренним охлаждением мощность составила 240 л.с. (179 кВт).

Этот "особенный" двигатель в серии ZZ был награжден газораспределительным механизмом с системой VVTL-i - это была революция двигателей Toyota. Система VVTL-i напоминает систему VVT-i, в которой реализован механизм изменения фаз газораспределения, но был доработан и теперь он получил возможность изменять высоту подъема клапанов. Эта система позволила прилично увеличить мощность не увеличивая рабочий объем цилиндров. Это был первый двигатель на американском рынке, который имел одновременно и систему плавного изменения фаз газораспределения и систему изменения высоты подъема клапанов.

Toyota заказала двигатель 2ZZ-GE у фирмы Yamaha, для которой была поставлена задача спроектировать спортивный двигатель на базе блока и головки 1ZZ. Двигатель получился практически квадратным(равные размеры диаметра цилиндра и хода поршня), что позволило получить наивысшую мощность в верхнем диапазоне оборотов.

Подъем клапанов происходит не раньше чем двигатель наберет 6200 оборотов в минуту, а так же пока двигатель не прогреется до 60 градусов. На нем используется система электронного ограничения оборотов при помощи ограничения подачи топлива и искры. Ограничение происходит на 8200 оборотах в минуту. Хотя на Lotus 2ZZ-GE "редлайн" был настроен на 8500 оборотов в минуту, а на Toyota Celica в зависимости от года выпуска от 7900 до 8200 оборотов в минуту. Электронная система ограничения оборотов еще вмешивается в кик-даун, из-за которого может произойти повреждение масляного насоса, который может распасться на кольца. Масляный насос представляет собой ахиллесову пяту. Даже самое короткое время масляного голодания смертельно для 2ZZ-GE.

В течение первых лет эксплуатации двигателя выяснилось, что подъем клапанов в системе VVTL-i не надежен. Этот факт не приводит к поломкам двигателя, но не позволяет достигать максимально мощности на оборотах выше чем 6200. Двигатель был доработан в 2002-м году - был использован новый болт. Первые двигатели могут быть исправлены - нужно просто заменить болт на новый.

Видеоматериалы двигателя 2ZZ-GE

Книга по ремонту двигателя Тойота 2ZZ-GE на AutoData

Двигатель устанавливался на автомобили:

  • Toyota Celica SS-II (Япония, 187/190 л.с.)
  • Toyota Celica GT-S (США, 180 л.с.)
  • Toyota Celica 190 / T-Sport (Великобритания, 189 л.с.)
  • Toyota Corolla Sportivo (Австралия, 189 л.с. (141 кВт) / 180 Нм)
  • Toyota Corolla TS (Европа, 189 л.с/192 л.с.)
  • Toyota Corolla Compressor (Европа, 222/225 л.с.)
  • Toyota Corolla XRS (США, 164/170 л.с.)
  • Toyota Corolla Fielder Z Aero Tourer (Япония, 187/190 л.с.)
  • Toyota Corolla Runx Z Aero Tourer (Япония, 187/190 л.с.)
  • Toyota Corolla Runx RSi (Южная Африка, 141 кВт/180 Нм)
  • Toyota Matrix XRS (США, 164/180 л.с.)
  • Pontiac Vibe GT (США, 164/180 л.с.)
  • Lotus Elise (Северная Америка/Великобритания, 190 л.с.)
  • Lotus Exige (США / Великобритания, 190/243 л.с. с чарджером)
  • Lotus 2-Eleven (США / Великобритания, с чарджером, 252 л.с.)

Двигатель 3ZZ-FE

Тех. характеристики
Двигатель 3ZZ-FE
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,6(1598)
Мощность, л.с. 109
Степень сжатия 10.5:1
Система впрыска MPFI
Система зажигания DIS-4
Рекомендуемое масло 5W30

Двигатель 3ZZ-FE производился начиная с 2000-го года. Рабочий объем цилиндров составляет 1,6 л (1598 куб. см). Диаметр цилиндра составляет 79 мм, а ход поршня 81,5 мм. Фактически двигатель представляет мотор 1ZZ-FE, но с уменьшенным рабочим объемом цилиндров. Диаметр цилиндра аналогичен 1ZZ-FE, а ход поршней стал короче. Газораспределительный механизм представляет из себя 16-и клапанную схему DOHC с 4-я клапанами на цилиндр оснащенную системой VVT-i. Фазы газораспределения на впуск: открывание 2 - 42 градусов до ВМТ, закрывание 50 - 10 градусов после НМТ. Фазы газораспределения на выпуск постоянны: открывание 42 градуса до НМТ, закрывание 2 градуса после ВМТ. Привод распределительных валов осуществлен при помощи однорядной цепи, оснащенной натяжителем и успокоителем. Двигатель оснащен электронным впрыском топлива EFI. Степень сжатия двигателя равняется 10,5:1. Мощность составляет 109 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 150 Н · м при 3800 оборотах в минуту.

Двигатель 3ZZ-FE полностью спроектирован и построен в Японии. Изначально задумывалось устанавливать его на азиатские Toyota Corolla Altis, которая производилась в таких странах как Сингапур, Малайзия, Филиппины, Таиланд и Тайвань. В последствии он поставлялся в Южную Африку вместе с Toyota Runx 160 и Toyota Corolla 160.

Книга по ремонту двигателя Тойота 3ZZ-FE на AutoData

Двигатель устанавливался на автомобили:

Двигатель 4ZZ-FE

Тех. характеристики
Двигатель 4ZZ-FE
Кол-во цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Клапаны DOHC 16V
Объем двигателя, л(куб. см) 1,4(1398)
Мощность, л.с. 95
Степень сжатия 11.5:1
Система впрыска MPFI
Система зажигания DIS-4
Рекомендуемое масло 5W30

Двигатель 4ZZ-FE это версия двигателя 3ZZ-FE с уменьшенным рабочим объемом цилиндров, который составляет 1,4 л (1398 куб. см). Цилиндры имеют диаметр 79 мм, а ход поршней составляет 71,3 мм. Мощность двигателя составляет 95 л.с. при 6000 оборотах в минуту и 130 Н · м при 4400 оборотах в минуту. В основном этот двигатель производился для европейского рынка и соответствовал стандарту ЕВРО-4. Его главная проблема заключается в невозможности найти контрактную замену из-за того, что на японском рынке он не продавался.

Зазоры впускных/выпускных клапанов - впускные от 0,15 до 0,25 мм, выпускные от 0,25 до 0,35 мм.

Объем системы смазки двигателя 3,5 л. и 3,7 л. с фильтром. Объем системы охлаждения 6,5 л, при чем исключено использование антифриза на спиртовой основе либо чистой воды.

Книга по ремонту двигателя Тойота 4ZZ-FE на AutoData

Двигатель устанавливался на автомобили:

Самые крутые обои на рабочий стол