Масляный насос служит для того, чтобы создавать давление масла в системе смазки, обеспечивая все движущиеся части двигателя внутреннего сгорания смазкой. 

Масляный насос в системе смазки, дополнительно перекачивает масло от картера двигателя, в масляный бак.
Обычно в двигателях внутреннего сгорания масляный насос приводится в движение коленвалом или распредвалом.
По принципу управлений, масляные насосы подразделяются на: регулируемые и нерегулируемые. В регулируемых насосах создается и поддерживается давления, за счет изменений производительности насоса. В нерегулируемых насосах, давление масла в системе смазки поддерживается редукционным клапаном.

Масляные насосы, исходя от конструкции, делятся по видам:

  • роторный тип
  • шестеренный тип

Устройство масляных насосов шестеренного типа

Данный вид масляных насосов состоит из двух шестерней, которые размещены в корпусе – ведущая и ведомая. Масло попадает в насос через всасывающий канал, далее масло подхватывается шестернями и нагнетается в систему с помощью нагнетательного канала. Производительность такого насоса будет пропорциональной частоте вращения коленчатого вала. Если давление масла повышается до определенной отметки, тогда начинает срабатывать редукционный клапан, тем самым перепуская некоторое количество масла непосредственно в картер двигателя, а также и во всасывающую полость.

Шестеренные насосы делятся на два вида конструкций:

  • с внутренним зацеплением (шестерня находится внутри шестерни)
  • с наружным зацеплением (шестерня находится возле шестерни)

При одинаковых производительностях шестеренный насос с внутренним зацеплением будет иметь габаритные размеры поменьше. Масляные насосы шестеренного типа не регулируются.

Устройство масляных насосов роторного типа

Данный вид насосов объединяет в себе два ротора, помещенные в корпус – внешний (ведомый) и внутренний (ведущий). Масло, всасываемое в насос, захватывается при помощи лопастей ротора и далее нагнетается в систему. Также как и в шестерном насосе при необходимости срабатывает редукционный клапан. Такую конструкцию имеет нерегулируемый роторный насос.

Принцип работы регулируемого масляного насоса роторного типа

Немного совершенней является конструкция роторного типа, это конструкция способна обеспечивать давление при всем диапазоне вращений коленчатого вала.

Для осуществления функций регулирования давления, конструкция роторного насоса оснащена подвижным статором, в котором встроена регулировочная пружина. Регулирование давления происходит из-за изменения объемов полости, за счет поворота статора между ведомым и ведущим ротором.

Регулируемые масляные насосы позволяют добиться:

  • снижения износа моторного масла
  • требуется меньше мощности двигателя (около 30%)
  • масло меньше пениться

Устройство регулируемых роторных насосов

Увеличивающаяся частота вращения коленчатого вала, тем самым увеличивает потребность в масле, а это приводит к резкому падению давления в системе. С понижением давления, сдвигается статор при помощи регулировочной пружины, что приводит к изменениям положения ведомого ротора. При этом увеличивается объем всасывающей полости, а также при этом увеличивается производительность насоса.

Уменьшающаяся частота вращения коленчатого вала приводит к уменьшению расхода масла и к повышению давления в системе. Из-за повышения давления, начинает сжиматься регулировочная пружина, перемещая статор, тем самым изменяя положение ведомого ротора. В результате это уменьшает объем всасывающей полости и понижает производительность насоса.

Самые крутые обои на рабочий стол