Воздушный фильтр улавливает пыль и всевозможные механические частицы из всасываемого воздуха, предотвращает преждевременный износ двигателя.

Как же он работает? 

Назначение

Без достаточной очистки всасываемого воздуха в двигатель неизбежно попадают содержащиеся в воздухе пыль, грязь и другие твердые примеси. Абразивное воздействие всех этих компонентов приводит к снижению компрессии в камере сгорания, а также к ускоренному износу деталей цилиндро-поршневой группы двигателя, вызывая повышенный расход топлива, потерю мощности и в конечном итоге — неизбежный отказ мотора. Чтобы исключить или свести к минимуму это явление, в системе впуска всех двигателей внутреннего сгорания устанавливается фильтр очистки воздуха. От эффективности его работы напрямую зависит ресурс двигателя, его мощностные характеристики и расход топлива. 

Современные воздушные фильтры обеспечивают очистку воздуха и сохраняют требуемую пропускную способность на протяжении 20 тыс. км пробега или в течение 1 года. В зависимости от качества материалов, из которых изготовлен фильтр, его ресурс может достигать даже 50 тыс. км пробега. Качество воздушных фильтров должно соответствовать самым высоким стандартам: очищающая способность — минимум 99,5%, возможность поглощать частицы пыли — от 50 до 200 г, а в зависимости от области применения — даже до 500 г. 
Сколько пыли попало бы в цилиндры двигателя без воздушного фильтра?

По экспериментальным данным, во многих городах России в районе большинства основных улиц содержание пыли в приземном слое воздуха составляет от 1,5 до 2 мг/куб.м. На основных загруженных загородных трассах с асфальтовым покрытием этот показатель в среднем составляет 1 мг/куб.м., а на грунтовых дорогах без твердого покрытия, и также в зонах строительных площадок количество пыли может достигать 40 мг/куб.м. Из этого следует, что в зависимости от условий эксплуатации автомобиля двигатель мощностью 75—90 л.с. способен каждые 1000 км пробега потреблять до 60 граммов пыли. А ведь пыль — это преимущественно мельчайшие частицы кварца, то есть абразива. Попадая в цилиндры двигателя, пыль приведет к быстрому износу рабочих поверхностей деталей цилиндро-поршневой группы. 

Разновидности

Существует несколько типов автомобильных воздушных фильтров — сухие инерционные, инерционно-масляные, бумажные (со сменными сухими элементами) и пониженного сопротивления (называемые еще "спортивными" или фильтрами нулевого сопротивления). 

Принцип работы сухого инерционного фильтра основан на использовании центробежных сил, когда более тяжелые, чем воздух, твердые частицы отбрасываются к стенкам корпуса при движении воздуха по спирали. Эта пыль может скапливаться в специальном буфере или отсасываться, а затем выбрасываться в атмосферу. Такие фильтры в основном применяются для первой ступени очистки в двигателях грузовиков и тракторов (техники, которая эксплуатируется в условиях сильной запыленности воздуха) и позволяют задержать до 70% крупных частиц пыли. 

Инерционно-масляные фильтры представляют собой подобие большой "кастрюли", на дно которой наливается масло, а в корпусе над масляной ванной расположен фильтрующий элемент из капроновой или металлической сетки. Он обеспечивает два этапа очистки. Сначала поступающий поток воздуха над масляной ванной изменяет направление движения на противоположное, и под действием сил инерции крупные частицы пыли падают в масло. На втором этапе очистки поток воздуха проходит через смоченную маслом сетку, на которой оседают мелкие частицы.

Наибольшее распространение на легковых автомобилях получили сменные бумажные фильтры. В зависимости от формы они делятся на цилиндрические, панельные и бескаркасные. Фильтровальная штора изготовлена из специальной пористой бумаги. Структура ее волокон позволяет задержать пыль не только на поверхности, но и по всей глубине шторы, а переплетение волокон улавливает частицы размерами 1—10 микрон. Бумагу пропитывают специальными смолами, чтобы предотвратить размокание при повышенной влажности воздуха и случайном попадании воды. Для увеличения площади фильтрующего элемента бумажную ленту складывают "гармошкой". Стыки между лентой и корпусом фильтра уплотняют специальными поясками из пластизоля.

По экспериментальным данным, при использовании воздушного фильтра с бумажным или картонным элементом при своевременном обслуживании износ деталей двигателя в обычных условиях снижается на 15—21%, а в условиях сильной запыленности воздуха — в 1,5—2 раза и более. 

Эксплуатация

И все же в определенный момент даже самые лучшие фильтрующие материалы теряют способность поглощать посторонние вещества. Наличие тонко дисперсной пыли в атмосферном воздухе, постоянно меняющиеся погодные условия, а также плохое состояние дорожного покрытия могут ускорить этот процесс. Именно из-за повышенной загрязненности воздуха твердыми примесями в России фильтры в наших условиях эксплуатации следует менять чаще, чем рекомендуется автопроизводителем. 

Помните, что кажущееся незначительным засорение фильтра влечет за собой дополнительные расходы на ремонт автомобиля.

Самые крутые обои на рабочий стол