В этом фотоотчете пойдет форумчанен alex182 с форума "микроб" поделился с нами отчетом по замене поршневых, маслосъемных колец и маслосъемных колпачков на двигателе 3S-FE. Я старался максимально сохранить оригинал слогана. И так, поехали.

Хочу поделиться своим опытом замены поршневых колец и МСК на двигателе 3S-FE. Этот отчет больше посвящен подводным камням при разборе и сборе двигателя 3S-FE, чем техническим моментам, т.к. вся техническая информация бралась из официальной инструкции по ремонту двигателя.

Предпосылки:

  • расход масла 500 гр на 1000 км
  • плохая тяга
  • постоянный детонационный шелест
  • Плановый отпуск.

Запчасти:

  • Кольца поршневые оригинал
  • маслосъемные колпачки оригинал
  • прокладка ГБЦ (полный аналог, Тайвань)

По прокладке: они разные по отверстиям охлаждающей жидкости. На нашей больше отверстия и материал – металл (трехслойный).

По кольцам: 1,2 мм компрессионные и 3 мм маслосъемные.

Общая сумма запчастей 3500 руб на декабрь 2011-го года.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Инструмент:

  • Набор головок SATA
  • накидные, рожковые ключи
  • Герметик белый отечественный
  • компрессор самодельный из кондиционера
  • автомойка китайская самовсасывающая
  • ключ манометрический
  • головка узкая высокая на 10
  • головка на 12
  • звездочка
  • и т.д.

Что касается рассухаривателя: он самодельный. Достоинства: очень удобно при замене МСК не снимая головки, работает как на нажим так и на отжим. Для этого надо поменять местами опорную лапку с прижимной втулкой. Это пригодится при замене колпачков на четвертом цилиндре. Проверено и доработано для моего Ноаха.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

И так, вечер первый, 17.30, четверг.

Промывка ДВС, днища, приводов и т.д. Создание чистоты пациента. Дал обсохнуть и загнал в гараж. В качестве ямы использовался лаз в погреб (лучше чем ничего). Слил масло, ОЖ, снял пластиковую защиту (5 саморезов) и 3 защелки. Защелки старые и ломаются, саморезы ржавые, частично ломаются. Ввиду отсутствия личного опыта разборки рабочего ДВС приступил к тщательному изучению путей подступа к агрегату. Для увеличения рабочего пространства было принято решение открутить крепления переднего редуктора и приводов, редуктор лег на балку и в принципе стало попросторней.

Перед этим (поскольку 4WD) вывесил передние колеса, и места под машиной побольше и привода откручивать удобно. Сверху снял: аккумулятор, воздухозаборник, генератор, катушки зажигания.

День второй.

Отсоединил патрубки системы охлаждения: от радиатора нет проблем. От печки: патрубки прикипают, трубки печки алюминиевые, мягкие, с ними поаккуратней. Снимаем крышку ГБЦ. При помощи рожкового ключа на 24 удерживаем впускной распределительный вал и откручиваем гайку шестерни ГРМ и снимаем ее.

Ослабляем и снимаем натяжной ролик, снимаем кожух. Метки на распределительных валах поставил маркером, потом они удачно смылись соляркой без следа. При установке пользовался заводскими, они нанесены с задней стороны шестерен (их по 2 шт на каждой), а не как в книжке на картинке.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Коса будет мешать, поэтому отодвигаем ее вправо. Отсоединяем фишки датчиков, с задней стороны их 3 штуки в не очень удобном месте. На фото представлены эти фишки, защелки все нажимаемые. Лямбда зонд легче сначала снять с кронштейна, а потом расстегнуть фишку.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Выпускной коллектор решил снять с головки. Для этого нужно снять кожух, а для этого нужно снять фишку лямбда зонда, ослабить и сдвинуть хомут на выхлопной трубе, который крепится к двигателю (на фото видно) и отодвинуть коллектор вправо.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Коллектор теперь не мешает снятию ГБЦ.

Осталось пара сюрпризов:

  • Обратка топлива, ее видно сверху на впускном коллекторе.
  • два вакуумных патрубка под впускным коллектором, их не видно
  • крепление поддерживающей штанги, ее видно, и еще одна спереди, ее откручиваем от блока цилиндров.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Теперь по порядку.

№1 это патрубок ОЖ, снимать не удобно, могут помочь плоскогубцы с загнутыми кончиками.

№2 это кронштейн, прикручен к головке болтом на 12, откручивается очень трудно накидным ключом с небольшим изгибом. Но мне удалось его при сборке закрутить на место, правда с головки предварительно снял кронштейн лямбда зонда. По-моему на нем еще крепится тросик автомата (до 1999 г.в.).

№ 3 этот выход системы охлаждения (далее СО) соединен Г-образным резиновым патрубком СО на головке. Снимается монтировкой с тупыми краями, чтобы не порвать шланг.

№4 болт крепления кронштейна СО.

№5 датчик температуры ОЖ. Снимать аккуратно, его провод уходит сверху от косы.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Про подводные камни написал.

Все остальное, что видим то и отсоединяем. Распределительные валы снимал по мануалу, предварительно зафиксировав шестерню выпускного распределительного вала болтиком. Крышки промывались соляркой и продувались воздухом. Все делалось без фанатизма, но тщательно. ГБЦ откручивал за несколько подходов в последовательности описанной в мануале. Все болты были аккуратно разложены с сохранением своих мест установки. Для откручивания использовал 12-ти гранную головку на 12. Отечественная почему то не подошла (была в наличии), не протискивалась в узкий проем к болту, поэтому пришлось приобрести SATA.

На фото снятая головка. Грязная, но не очень.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Помыл, продул, потом начал рассухаривать. Мыл Профамом 1000 + зубная щетка (это основной состав при отмывании). Потом автомойкой под давлением смыл химию и продул компрессором.

Через 2 часа работы.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Рассухаривал быстро, при помощи высокой головки и молотка, один резкий не сильный удар и сухари в руке. Осторожно не потерять сухари. Обратно собирал при помощи рассухарки. Все в свои места, клапана вытаскивал, мыл не притирал т.к. пройден тест на герметичность. Колпачки выпускные крошатся при снатии, поэтому тчательно проверяем канавку на втулке чтобы в ней не остались фрагменты старого МСК. Впускные снимаются тяжелей т.к. не такие сухие. Колпачки ставим с помощью высокай головки на 10 в качестве оправки, до своеобразного щелчка, который свидетельствует о правильной установке и что МСК встали в канавки втулки. При сборке все смазываем свежим маслом.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Снятые клапана поставил по порядку и залил Профамом, кисли 4 час. Впускные отмываются хорошо. Выпускные в каком-то очень плотном нагаре, немного почистил механическим путем.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Ну вот пришел черед вытаскивать поршня. Осмотр цилиндров показал что по всей поверхности виден заводской хон, задиров нет, в общем все гуд. На поршнях ну очень хороший нагар, на головке был не менее восхитительный жаль фото не сделал.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

И так спускаюсь под машину, откручиваю болты поддона, в этом мне очень помог пьяный ключ и шуруповерт. Аккуратно снял поддон, сидит очень плотно, опять же действуем без фанатизма, аккуратно в несколько мест забил сапожный нож и плоскогубцами потянул вниз, привалочные поверхности остались без повреждений. Поддон не снимается, мешает маслоприемник, откручиваем узкой длинной головкой на 10 2 гайки и накидным гайку опоры, маслоприемник падает в поддон (осторожно там есть прокладочка), все вынимаем, откручиваем маслоуспокоитель и нашему взору предстает коленвал. В несколько подходов открутил крышки шатунов 1го и 4го поршней, вкладыши остаются в крыше, изолентой замотал шатунные болты и аккуратно подтолкнул поршень вверх, верхний вкладыш остался на коленвале, вытащил из блока. Тоже самое со 2м и 3м.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Из фото видно, что блок внутри чистый, лохмотьев кокса нет. Фотографий поршней не сделал, ну очень устал, этот и следующий день работал только на одном завтраке дабы не было оттока крови от головы к желудку и ни чего не забыть. 22.00 иду отдыхать, день закончился, поршня на верстаке. День третий. 7.30 завтрак состоялся я в гараже и смотрю на поршня. Осмотр показал, что на 4м и 3м на юбке есть какие-то вертикальные царапинки ногтем на чувствуются на цилиндрах следов нет, ХЗ что это и откуда (может отрывающийся кокс), на 2м нижний скребок маслосъемного кольца с признаками разрушения, отколота кромка 4мм длиной, ХЗ что это, опять же следов повреждения ни цилиндра ни поршня нет. Маслосъемные кольца ЗАЛЕГЛИ. А компрессионные ГУД. И еще прикол, на 4м поршне компрессионные кольца разведены на 30 градусов. Снял аккуратно все колечки, разложил напротив каждого поршня, мало-ли что. Каждый поршень подписал маркером. Утро, хорошо, иду мыть поршня. 3 часа работы, результат: Помывочный процесс. Три киснут один трется (зубная щетка - незаменимая вещь, Профам 1000 – это супер. Покупалась 4х литровая канистра, ушло 2.5 литра)

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Эти каналы отмылись, кстати видны вертикальные царапины на юбке. А вот каналы для смазки пальца закоксованы насмерть, восстанавливал путем высверливания. Кокс вязкий, может заклинить или сломать сверло, поэтому продвигался аккуратно по 1-2 мм. Сверло взял на 0.1 мм больше и прошел все каналы на поршне.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Красота! На фото видны старые кольца. Поршня помыты водой и продуты воздухом. Каждый шатунный болт проверен на предмет неисправности, трещин и т.д.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Орудия труда.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Далее. Чтобы меньше сыпалось гадости заткнул цилиндры тряпками и почистил привалочную поверхность. Быстро сказка сказывается да не быстро дело делается. Откачены остатки ОЖ из рубашки перемешенные с маслом, попавшим при снятии ГБЦ, и мусором, попавшим при чистке привалочной поверхности. Смазал маслом поверхность цилиндров, поршня, одел новые поршневые кольца, развел по мануалу, промазал все. Начал устанавливать первый поршень, и тут приключилась неприятность. Немного не правильно сделал оправку и …. Сломал второе компрессионное (опыта нет – мать его). Ну да ладно, помним что все кольца были разложены по принадлежности к поршням.

Иду, беру. Смотрю кольцо, а канавка в нем первозданная, совмещаю со сломанным новым и оно чика в чику. Ставлю его и вторая попытка. Вкладыш конечно устанавливаем предварительно на место, он же у нас остался на колене при снятии, там замок ничего сложного, по другому не встанет. Лезем вниз, предварительно протираем и смазываем шейку коленчатого вала. На поршне есть метка «перед» в мануале написано, все соблюдаем. Одеваем крышку шатуна, есть метка «перед», все соблюдаем в соответствии с мануалом. Наживляем гайки и чуть подтягиваем. Ставим остальные поршня, наживляем. Протягивал в несколько подходов с промежуточным проворачиванием вал на предмет проверки заедания. Затянул шатунные болты моментом 25-26 Н*м (погрешность ключа) с последующим доворотом на 90 градусов. Все, прикрыл картером. Далее установил ГБЦ. Все по мануалу. Установил новую прокладку. Проверяем, чтобы не перекрылся канал масляной системы. Прокладка симметричная за исключением одного отверстия. Болты поставил каждый в свое отверстие, все было при разборе пронумеровано вплоть до последней шайбы. Затянул в последовательности и моментом в соответствии с мануалом 49-50 Н*м + 90 градусов доворот. Да один нюанс, для затяжки равно как и для снятия нужен удлинитель покороче чем на фото, у меня в наборе нашлось из чего его собрать.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Далее распределительные валы, поскольку моя метка смылась совмещал по заводским. Эта информация с мануалом расходится, здесь нужно быть повнимательней метка двойная и разнесена по зубьям, должны совпасть 2 на одной шестерне с 2-мя на другой. Каждой постели своя крышка. Собираем внимательно. Ну вот и закончился 3-й день. Спать. На часах 7.30.

Воскресенье.

Я в гараже, сегодня должен завести и поработать на холостых. Чтобы не терять время при сборке, при разборке каждый болт, гайка, если он не мешал дальнейшей работе, закручивался на свое место. И так осталось собрать лобовину. Ничего сложного, собираем в порядке обратном разборке.

Вот что получилось.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Здесь еще нет генератора и катушек, меня осенило после их установки. А не хватает совсем малость – кожух на выпускной коллектор. Решение было найдено быстро и представлено ниже: время заняло 1 минуту. Это проще чем снимать генератор, катушки, фишку лямбда зонд. Правильно – прорезать дырочку под провод для лямбда зонда.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Крышку ГБЦ на герметик, только старую прокладку промазать с двух сторон. Так делаю уже 12 лет. Одеваем все патрубки, конечно есть и проблемные места и мы про них помним. Но терпение и труд. Тем более получен навык при разборке.

Опускаемся вниз. Поддон то у нас наживлен. Чистим привалочную поверхность на блоке, обезжириваем. На поддон нанес на половину герметик чтобы не вывозиться при установке маслозаборника. Ну а далее ловкость рук. Не забываем установить прокладку маслозаборника. На фото видно узкую длинную головку на 10 и трещетку. Остальной герметик после установки маслоприемника наносим пальчиком. Затягивал поддон только шуруповертом с моментом на нем 9. Все.

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

 

Замена поршневых колец на двигателе 3S-FE

Герметик подсох через 2 часа.

Залил ОЖ, масло. Два раза по 10 секунд покрутил без свечей, а потом завел. Давление масла стало в норме через 5 секунд. Последил за уровнем ОЖ. Долил около 1 литра.

Время 14.30 Воскресенье.

Промолотил на холостых 2 часа. Пробный выезд на следующее утро. Пробег на данный момент 700 км. Масла долил один раз 200 грамм, подъел на первых 200 км. После доливки не уходит. Полностью исчез детанационный шелест. Появилась тяга. Стал экономичней в городе. Мотор работает – сердце радуется.

Выводы:

  • Раскоксовка не помогает при залегших маслосъемных кольцах, выколупывал с усилием.
  • Нагар в камере сгорания можно снять только длительным отмачиванием в агрессивной химии с применением «зубной щетки».
  • Детанационный шелест – это в большей степени уменьшение объема камеры сгорания за счет отложившегося кокса.
  • Масло Mobil 1 5-W50.

На масле езжу последние 40000 км, доволен, по блоку видно чистоту, износ тоже видно. Менять марку не буду. Удачи всем, кто решил победить "жор" масла и детонацию.

Самые крутые обои на рабочий стол