Ни для кого не секрет, что двигатели серии A со временем обречены на достаточно большой "жор" моторного масла. Как правило этому вина "залегшие" маслосъемные кольца не справляющееся со своей задачей и разрушающиеся маслосъемные колпачки, призванные бороться с попаданием масла в цилиндры через газораспределительную систему двигателя.

В этом фото-отчете пойдет речь о борьбе с расходом масла путем замены маслосъемных колпачков. Спасибо форумчанину известному под ником "Jonni", который тщательно cфотографировал всю процедуру замены колпачков на своем автомобиле Toyota Carina.

И так, имеем пациента в виде двигателя 4A-FE объемом 1,6 л мощностью 115 л.с. Причиной замены маслосъемных колпачков послужил расход масла порядка 700 мл на 1000 км.

Начнем.

Для замены маслосъемных колпачков потребуется:

1. Прокладка клапанной крышки (1 шт).

2. Прокладки свечных колодцев (4 шт). 

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

3. Сальник распределительного вала (1 шт).

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

4. Шайбы для гаек, которыми крепится крышка клапанов (4 шт).

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

5. Маслосъемные колпачки. Опыт показал, что лучше взять с запасом, потому что в процессе замены один колпачек был испорчен. Всего необходимо 16 шт. Было приобретено  18 шт оригинальных колпачков Хендай/Киа. Оригинал Toyota гораздо дороже, а дубликаты ставить не хотелось.

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

6. Приобретен рассухариватель для ВАЗ-2112 с зеленой ручкой, который отлично подходит, его цена 100 руб., а так же съёмник для старых колпачков (цена 200 руб.).

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

Фото двигателя перед началом работы

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

Откручиваем крышку клапанов, которая крепиться на четырех шпильках притянутых гайками

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

Свечные колодцы нужно закрыть, чтобы туда ничего не попало в процессе работы. Я заткнул их тряпками.

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

Теперь открутил косу от генератора и отогнул ее в сторону, хотя лучше это сделать перед началом работы

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

далее выворачиваем колеса вправо и через отверстие в арке правого колеса крутим коленчатый вал, что бы метка на шкиве коленчатого вала совпала с цифрой ноль (смотреть под капотом со стороны генератора) (на фото арка переднего правого колеса, и болт, который держит шкив коленчатого вала)

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

далее смотрим, чтобы через дырочку на шкиве распределительного вала было видно метку

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

и последнее, смотрим чтобы на шестеренках распределительных валов метки совпадали, находились друг напротив друга, в местах как на фото

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

если все метки совпали, значит поршень первого цилиндра находится в ВМТ, можно идти дальше... ремень ГРМ просто стянули со шкива, в надежде что получится одеть так же (а то не очень хотелось ещё пол-машины разбирать, для того чтобы одеть ремень), но об одевании ремня позже. Далее нужно открутить и снять крышки распределительных валов, что оказалось сделать не просто, т.к. туда уже лазил дядя Ваня из соседнего гаража, и на половине болтов были слизаны грани, пришлось брать головки на размер меньше и набивать, проблематично, но открутили, самое страшное впереди (на фото стрелкой указана испорченная шпилька, на которую набита головка).

Перед снятием впускного распределительного вала необходимо зафиксировать разрезную шестерню болтом, вкрутив его через отверстие в шестерне. Даметр М8, если не ошибаюсь. Если этого не сделать, придется потом взводить шестерню, иначе двигатель будет как "дизель".

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

снимаем крышки распределительных валов и раскладываем их так, чтобы ничего не перепутать при сборке

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

небольшой нюанс при снятии крайних крышек (одна возле трамблера, и две с противоположной стороны) прикипают, поэтому чтобы их снять, пришлось немного по ним постучать медным молотком (на фото указаны стрелками)

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

снимаем трамблер, предварительно пометив его начальное положение, и снимаем распределительные валы

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

теперь открывается доступ к толкателям с регулировочными шайбами и всему остальному

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

вынимаем толкатели, и здесь же можно вытащить и измерить толщину регулировочных шайб, т.к. на них не были указаны размеры

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

шайбы просто выковыриваются чем то острым

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

теперь рассухариваем клапана. Во время рассухаривания лучше накрыть тряпкой клапан, иначе при нажатии на рассухариватель сухари разлетаются по всему моторному отсеку

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

снимаем пружину и видим сам колпачек

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

достаем его приспособлением, которое есть на фото выше, если колпачек достаточно старый, то после того как его удалось достать, выглядит он примерно не очень хорошо (развалился от старости)

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

после того как достали колпачек обязательно убедитесь, что там не остались куски старого колпачка, т.к. там есть буртик или выемка (незнаю как назвать) на направляющей, в которой в любом случае остаётся вот такой кусочек резины как на фото, хотя на первый взгляд его там не видно

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

далее ставим новый колпачек, предварительно искупав его в масле, сначала пресуем его руками, а потом подбираем головку по диаметру (помоему на 10, но точно уже не помню) и очень легонько постукиваем, как только услышали характерный звук, как будто уперлось, то всё, колпачек сел, хватает 3-5 очень лёгких удара молотком

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

вот новый колпачёк сидит на месте

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

Теперь нужно обратно засухарить клапан:

1. Ставим на место пружину, предварительно намазав верхушку клапана литолом (густой смазкой), это надо для того, чтобы сухари можно было установить на место, т.к. они крошечные и не хотят никак держаться.

2. Снова берем рассухариватель, давим на пружину и на смазку прилепляем сухари

3. Аккуратно отпускаем рассухариватель и смотрим чтобы сухари сели как надо

Теперь клапан готов. К сожалению эту процедуру я не смог сфотографировать, т.к. у меня не было лишней руки. Для тех кто не знает, что такое сухари: сухари - это такие своего рода толстые шайбы, разрезанные пополам и уходящие вниз на конус вот как на этом фото

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

Компоненты клапана: 1 – сухарь клапана; 2 – верхняя тарелка пружины клапана; 3 – клапанная пружина; 4 – маслоотражательный колпачок; 5 – направляющая втулка клапана; 6 – клапан.

Вот как раз колпачок и напресовывается на направляющую клапана. Меняем колпачки на всех клапанах. Сначала, когда у нас поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ, то и 4-й цилиндр тоже в ВМТ, значит меняем колпачки на клапанах 1-го и 4-го цилиндров. Далее делаем пол-оборота коленчатого вала по часовой стрелке, и у нас 2-й и 3-й цилиндры находятся в ВМТ, теперь меняем колпачки в них. Это очень важно, т.к. если поршень будет в НМТ, то при рассухаривании клапан упадет в цилиндр и достать его будет очень не легко.

Далее нужно заменить сальник распределительного вала, он не течет, но от старости уже пластмассовым стал, для его замены нужно отвернуть шкив, резьба там обчная, можно откручивать так как на фото, а можно уже и на месте, когда он буде прикручен в голове

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

шкив там при установке на место не перепутать сложно, так что помечать ничего не надо

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

сальник распредвала нужно одевать когда установишь крайнюю крышку распределительного вала (сальник перед установкой смазываем маслом), так что шкив будем устанавливать в конце вместе с ремнём ГРМ, когда все готово, начинем собирать все в обратном порядке, ставим обратно толкатели с шайбами, устанавливаем распределительные валы, смотрим чтобы при установке на них метки совпали, как на фото

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

далее устанавливаем на место все крышки распределительных валов, предварительно не забываем смазать трущиеся поверхности маслом, на трех крышках, что указаны на фото, нужно промазать края герметиком

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

вот так, как на фото

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

последовательность откручивания и закручивания болтов крышек распределительных валов можно найти в мануале, сейчас я уже точно не помню последоваетльность, но нужно начинать с середины. Далее у нас случилась неприятность: при закручивании одного из болтов крышки, болт обломился и его резьбовая часть осталась в головке, при детальном рассмотрении оказалось что болт не родной и сделан из какого-то ненадёжного металла, т.к. усилия к нему прилагались не сильные, а он обломился, в общем тут уже было не до фотографирования, ровно три часа мы его высверливали и нарезали новую резьбу, к счастью все получилось и крышка все же была прикручена.

Обломило вот этот болт, там даже на фото видно что он не такой как все, а мы даже внимания не обратили, пока он не обломился

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

далее ставим ремень, называйте меня как хотите, но после трех часовой йобли с высверливанием и нарезанием резьбы не было ни желания ни сил снимать ремень генератора и нижние пыльники, а так же осознание того, что при его обрыве клапана не бъются, поэтому выставили все метки по мануалу, одели ремень на шкив распредвала (шкив снятый) и натягивали шкив на распределительный вал вместе с ремнем, поддевая шкив снизу монтировкой , после некоторых нереально силовых усилий получилось шкив насадить на край шпонки, далее болтом притянули и всё стало на свои места, еще раз проверили все метки (как в начале я писал) и начали собирать дальше, установили на место трамблер. Меняем прокладки свечных колодцев в клапанной крышке и прокладку самой лапанной крышки, прокладки свечных колодцев аккуратьненько забиваем чем-нибудь подобным по диаметру, предварительно смазав маслом

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

прокладки установлены, можно ставить клапанную крышку обратно

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

перед установкой крышки клапанов измерили зазоры, все оказалось в норме (для впускных 0,25 - 0,3., для выпускных - 0,2 - 0,25.), если что смотрите в мануале.

Замена маслосъемных колпачков на 4a-fe

Собираем все обратно, ставим на место крышку клапанов, все шланги, косу электропроводки не забываем обратно прикрутить к генератору, а так же разъем датчика давления масла. Теперь можно запускать двигатель. Собрали... Запустили. Все отлично, все работает, машина перестала дымить, расход масла еще не замерял, но то, что машина не дымит - это уже результат.

Вообщем сложностей в данной процедуре никаких нет, просто это все нужно делать как минимум вдвоем и рассчитывать, что уйдет на это как минимум целый день. За все необходимые запчасти, которые я перечислил выше, я отдал 1100 руб., заказывал на экзисте через интернет, + 2 ключа - 300 руб за оба, в итоге получилось 1400 руб. за все.

Самые крутые обои на рабочий стол