Появилась необходимость повторного снятия стартера с двигателя 4A-FE (недавно был установлен контрактный) для проведения его полной ревизии в связи с подозрениями на замерзание смазки в редукторе. Для снятия редуктора необходимо обзавестись удобными для этого случая инструментами, нижний болт расположен очень неудобно, и обычным ключом работать там не эффективно. Я использовал небольшие головки и ключ-трещетку для выкручивания нижнего болта, и накидной ключ на 14 для выкручивания верхнего болта.

Фото-отчет о чистке стартера

Начнем с того, что стартер находится в задней части двигателя, добраться до него сложно (а без ямы и неудобно). Верхний болт расположен справа от крышки термостата (в нее же входит нижний патрубок радиатора), особых проблем в его откручивании нет! Амплитуда движений ключа конечно оставляет желать лучшего, но по сравнению с нижним болтом все просто. На фото расположение верхнего крепежного болта:

Фото-отчет о чистке стартера

Для того чтобы открутить верхний болт, нужно снять патрубок и верхнюю крышку воздушного фильтра, вставить накидной ключ стороной под блок дроссельной заслонки. Нижний болт виден через промежуток между правым приводным валом, балкой задней опоры двигателя (и рычагов), и выхлопной трубой:

Фото-отчет о чистке стартера

Немного другой ракурс нижнего болта (фотоаппарат находится в двигательном отсеке):

Фото-отчет о чистке стартера

Со своим (родным - при первом снятии) нижним болтом я бился больше 4х часов. Для того чтобы сорвать его с места я использовал накидной ключ и удлинитель. Я держал ключ и удлинитель под машиной (чтоб не сорвался ключ), а отец бил по удлинителю сверху молотком! После 15 минут постукивания все же удалось сорвать болт. Но вот дальше свободно крутится он не пожелал. Каждое продвижение сопровождалось "налеганием" на трещетку всем весом (а точнее я просто висел на ней упираясь ногами в коробку и мотор). Через некоторое время головка стала вставать наперекосяк при каждом рывке и на шляпке болта почти не осталось граней, а крутить предстояло еще много. Поменялись с отцом местами, он тянул ключ-трещетку на себя, а я сверху уперев зубило в наплыв двигателя под стартером, тянул головку к верху. Такое сотрудничество дало свои плоды, головка почти перестала вставать наперекосяк, а к концу всей процедуры у нас с отцом были растянуты все мышцы на руках. На фото что осталось от нижнего болта:

Фото-отчет о чистке стартера

Как видите граней практически не осталось, сам болт погнулся, а на конце видна часть блока прикипевшая к резьбе, и которую мне пришлось протащить через оставшуюся в блоке резьбу. Надеюсь другим повезет больше, и такой пакости болты больше не сделают. Резьба, кстати, осталась целой. Прогнав ее на два раза целым болтом, почувствовал, что частично могу крутить уже от руки, на этом и остановился. Далее необходимо снять клемму втягивающего (надавить на выступ отверткой и потянуть) и открутить головкой на 12 гайку крепления силового кабеля:

Фото-отчет о чистке стартера

Теперь о болтах. Не знаю для чего туда вкручивают такие длинные болты, возможно это в следствии использования алюминиевых блоков двигателя. Я обшарил всю кучу в поисках подобных болтов, обошел все магазины, но с резьбой на 10 мм и шагом в 1,25 мм под 14 ключ нигде не нашел. Взял пару болтов под 17 ключ, а потом нашел в разборе еще 1 под 14 ключ. На фото болты:

Фото-отчет о чистке стартера

Слева родной болт, который я выкрутил сверху. По центру болт под 17 ключ, а справа болт под 14 ключ купленный на разборе. Я вкрутил вверх болт, что лежит в центре, а вниз болт, что справа. Родной болт оставил на всякий случай. Далее приступаем к разборке. Ничего сложного в этом нет, поэтому подробного процесса не выкладываю в фото. Просто откручиваем гайку на 12 крепящую косичку стартера к втягивающему, откручиваем втягивающий (2 гайки на 10) и откручиваем 2 длинных болта на 8 с самого стартере. Все, теперь можно разъединять. Чтобы добраться до щеток и оценить их состояние, необходимо открутить 2 болта под крестовую отвертку с задней крышки стартера, затем аккуратно снять ее, придерживая вал электродвигателя, чтоб не выпал якорь из щеточного узла (вроде бы так называется контактная группа на валу двигателя). У меня щетки оказались вполне рабочими, но при необходимости можно подобрать нужные щетки от отечественной техники и подработать их напильником. Проблема в крепеже щеток - две из них крепятся к общей пластине на которой они установлены (думаю, если постараться - можно отогнуть края), а две припаяны наглухо к обмоткам. Если менять, то нужно обзавестись хорошим паяльником и строго выдерживать длину медных косичек. Вот фото разобранного стартера:

Фото-отчет о чистке стартера

Я промывал все детали стартера бензином (кроме части со щетками и обмоткой), тщательно протирал и смазывал универсальной смазкой синего цвета французского производства, продавец утверждал, что она не замерзает. Выходной вал с шестерней вращающей маховик мне полностью снять не удалось. Мешает маленький подшипник, входящий в верхнюю крышку. Сниматься он наотрез оказался, а я и не стал настаивать. Вот редуктор с обгонными муфтами в сборе и смазке:

Фото-отчет о чистке стартера

Собирается все в обратной последовательности. Есть еще пара подводных камней которые нужно учитывать при замене стартера на контрактный или новый - бывают разные крышки! Они отличаются длиной крепежных ушей и наличием (а также отсутствием соответственно) резьбы:

Фото-отчет о чистке стартера

Крышки взаимозаменяемы, поэтому при покупке контрактного продавец заботливо воткнул на новый (относительно) стартер мою старую крышку. Есть еще небольшая разница во втягивающих: бывают крепежи силового кабеля под квадратное основание (на клемме есть 2 вилки проходящие по сторонам квадрата) и под круглое:

Фото-отчет о чистке стартера

При установке мне пришлось раздвинуть плоскогубцами усики на клемме, чтобы подсоединить к втягивающему с круглым основанием. Ну вот собственно и все! Установка обратно на двигатель много времени не занимает, так как по протоптанной дорожке идти всегда легче!

Самые крутые обои на рабочий стол