В этом фотоотчете пойдет речь о замене термостата на двигателе 5E-FE, установленном в Toyota Raum. Спасибо пользователю cev с форума "мой раум".

Наступили холода. Выпал снег. Средняя температура установилась -6°C, иногда -1°C. Стал замечать странное поведение стрелки температуры. Ранее в статьях Интернет читал, что со временем могут возникнуть проблемы с системой охлаждения в «лице» термостата. Но, как и все мы надеялся – «что меня это не коснется». Ибо радость от разборки/сборки элементов машины давно прошла и разбирать уже ничего не хочется. Хочется, чтобы все работало.

Кто-то скажет – так не разбирай и иди в автосервис. Но вопрос наличия денег это одно, и не всегда они есть здесь и сейчас, другое – это качество выполненных работ автосервисом. Вкратце про систему охлаждения: имеется два так называемых контура (круга) – малый и большой. Малый это когда гоняет жидкость только в пределах двигателя. При достижении температуры 82°C открывается термостат и пускает охлаждающую жидкость через радиатор. Приоткрывается термостат на столько, чтобы поддерживать нужную температуру. Если термо отдачи радиатора (к примеру летом) не хватает, то включается вентилятор радиатора. Если термостат "зависнет", то двигателю придется греть оба контура. Увеличивается расход топлива из-за увеличения времени прогрева и, возможно, из-за не выхода двигателя на рабочую температуру 90°C (особенно зимой). И смесь топливо/воздух будет хуже воспламеняться.

Суть дела в том, что машина стала долго греться (и это в принципе нормально, холодно ведь, само по себе это подозрение не вызывало). На спуске температурная стрелка стала падать до четверти шкалы, по прямой слегка подымалась, на холостом ходу и в горку подымалась немного не доходя до середины. После кратковременной стоянки (10-30 мин, без заводки двигателя) стрелка падала с почти половины до четверти шкалы, а после запуска двигателя падала ещё ниже, на первую риску шкалы. Начинаю почти всегда движения в медленном режиме, когда стрелка охлаждающей жидкости доходит и начинает миновать первую риску. Обычно стрелка доходила до половины, пока я выезжал в медленном режиме со двора до главной дороги (метров 150, слегка под горку). А тут можно проехать до садика (постоянно в умеренную горку километра 3), и стрелка едва до четверти доходить.

В общем странно все это. Причины могут две: термостат или датчик стрелки. Рассказал товарищу который менял термостат на Toyota Sprinter. «Да ну, это не то, у "Спринтера" вообще стрелка не подымалась. То что у тебя варьирует вверх/вниз – это нормально…». Где же нормально? На предыдущей машине у меня стрелка как вкопанная стояла и зимой и летом.

Перечитал еще раз статьи. Решил разобрать, спонтанно, по настроению, сорвался и пошел ковыряется. Подойдя к машине, к капоту я понял, что надо бы слить охлаждающую жидкость, но там снизу защита. До краника на радиаторе не добраться, ведь машина не на эстакаде, а так ложится надо на землю и высматривать, где он там. Мокро после дождя со снегом. Книга дома, возвращаться не хочется. Стал без слива жидкости разбирать. Слилось много, больше литра. Ну да ладно, антифриз есть - долью. Визуально термостат в порядке. Кинул в кастрюлю с водой поставил на печку. Вода стала пузырится и шуметь, термостат открылся. Градусника нет. Прикинул: при 100°C вода кипит, значит, примерно при 85°C пузырится и шумит. (уже потом посмотрел в Интернете и вспомнил физику: вода кипит при разной температуре, зависит от атмосферного давления. А пузырится раньше или позже, зависит от концентрации веществ в воде).

На термостате написано 85°C. Наверное в норме. Резинка на термостате тоже без повреждений. Посетовал на датчик стрелки охлаждающей жидкости и плохой контакт. Собрал все назад. Залил жидкость, и примерно неделю ездил. Стрелка держалась чуть ниже середины, но держалась гуляла слегка, но не так как раньше.

Помня слова бывалого человека, что вариации стрелки охлаждающей жидкости с горки на горку – это норма. Успокоился и только наблюдал. Все началось по новой. Показал этому «бывалому» - «не-е-е, это термостат полюбому» – увидел и сказал он. Ну все ясно. Пошел и купил. Дали 82 градусный. Тыкнули носом в каталог и сказали, что на Toyota Raum стоят именно 82 градусные. Хорошо! 348 рубля со скидкой – мейд ин джапан на коробке.

Ну а теперь сам процесс замены в картинках: Заехал на эстакаду. Залез под низ. Кран радиатора оказался слева. (Не там где я думал. В книжку так и не посмотрел). Шланг для слива подобрал удачно, как оказалось. В защите двигателя напротив краника есть дырка. Сунул туда шланг. Он зашел с небольшим сопротивлением. Так он и держался во время слива. И надвинул на штуцер краника. Шланг толщиной примерно 1,5 см и внутренним диаметром примерно 8 мм – больше чем штуцер краника. Открыл кран рукой примерно на два оборота. Выкручивать его не надо, иначе выскочит и польется «рекой». Слил 1,5 литра. И пошел пить чай, пока двигатель не остынет.

Далее снимаем мешающие элементы, для удобства. Откручиваем два болта на 10 и снимаем патрубок воздушного фильтра. Нужно открутить болты и раздвинуть фиксаторы патрубка возле фильтра.

Фотоотчет по замене термостата на двигателе 5e-fe

Отсоединяем разъемы блока катушек зажигания и откручиваем этот блок, чтобы не мешал – 3 болта на 12. Можно еще отключить разъем датчика возле термостата.

Фотоотчет по замене термостата на двигателе 5e-fe

Откручиваем две гайки на 10 и термостат свободен. Собирать в обратном порядке. Термостат провернуть так, чтобы дырка совпадала с меткой на крышке патрубка термостата. После открытия крышки все таки слилось немного жидкости, примерно 100 грамм.

Фотоотчет по замене термостата на двигателе 5e-fe

На фото уже все снято, жидкость немного вытекает и видны оба термостата. На левом (старом) бобышка с дыркой на внешнем круге термостата, на правом (новом) она ближе к центру. И небольшие отличия в размерах элементов термостата, а так, в принципе, идентичны.

Фотоотчет по замене термостата на двигателе 5e-fe

Стрелка охлаждающей жидкости до замены термостата:

Фотоотчет по замене термостата на двигателе 5e-fe

Стрелка охлаждающей жидкости после замены термостата:

Фотоотчет по замене термостата на двигателе 5e-fe

Все собрал в обратном порядке. Залил жидкость. Доливаем до полного в радиатор. Качаем машину – доливаем, рукой давим на верхний патрубок радиатора, выходит воздух – доливаем – так несколько раз.

После поездки и остывания проверить уровень охлаждающей жидкости и долил в радиатор до полного и в расширительный бачек. Завел двигатель. Стал собирать инструмент. Через 1,5-2 минуты стрелка дошла до первой риски. Уже хорошо, до этого минут 5-7 надо было, тем более сильно ветрено сегодня, еще дольше должна была бы греться.

Сразу заметил, что печка не греет. Раньше стрелка доходила до первой риски и уже тепло шло, а тут уже четверть шкалы. Открыл капот пощупал трубы системы охлаждения: трубы печки уже теплые, значит на печку идет, посмотрим дальше. На радиатор: верхняя едва теплая, нижняя холодная. Вроде работает. Теперь главное, чтобы открылся термостат. Пошло тепло с печки. Машина прогрелась и стрелка дошла до уровня середины и даже чуть выше, раньше так не подымалась. Стоит на месте.

Доехал до конкретной горке и поднялся на «полном газу». Стрелка на месте. Значит все в порядке. Испытал чувство удовлетворения, что был прав и деньги потрачены не зря. Ведь коробку с чеком, пока я возился с инструментом, унесло ветром и термостат уже не вернуть в магазин. Написал так много, потому что хотел показать возникновение и развитие проблемы у обычного обывателя. У тех у кого стрелочки ОЖ нет, нужно ориентироваться только по времени прогрева соседа (друга) со стрелочкой при аналогичной температуре. Или же лучше достать высокотемпературный градусник, снять термостат и проверить его открытие от температуры в горячей воде.

Самые крутые обои на рабочий стол